experience the next
 
Главная  > Истории успеха  > Национальная безопасность

«Интеллект» на защите метро — кровеносной системы Санкт-Петербурга

Все мы знаем, что метро в условиях современного мегаполиса — это незаменимая «кровеносная система», обеспечивающая жизнеспособность города, все его процессы, сбой в которых может привести не просто к транспортному коллапсу (его мы, к сожалению, ежедневно наблюдаем, когда речь идет об автомобильных «пробках). Сбой в работе метро — это событие, которое моментально и неизбежно влияет на ситуацию с попаданием людей на рабочие места, на общую атмосферу в городе, на настроение горожан и в конечном счете — на доверие их к руководству города, удовлетворенность работой городских служб, и в целом — на оценку функциональности его инфраструктуры. Очевидно, что работа такого сложного организма, как метрополитен, зависит от множества факторов. Но важнейшими их них можно признать угрозу неправомерного поведения, хулиганства и — как свидетельствует печальный опыт — случаев террористических актов. Вот почему внедрение инновационной системы безопасности и купирования угроз, связанных с человеческим фактором, на метрополитене — задача, важность которой трудно переоценить. Причем задача эта комплексная, в ее решение вовлечены множество городских служб, а значит требования к ней можно сформулировать следующим образом: максимальные эффективность и надежность, а также результаты, обеспечивающие «широкое покрытие» потребностей самых разных служб города для решения различных задач.

Ситуация: распознавание с умом

В начале 2013 руководством Санкт-Петербургского метрополитена было принято решение о запуске пилотного проекта: интеллектуальной системы видеонаблюдения, позволяющей идентифицировать пассажиров. Полигоном для реализации проекта стала станция метро «Ладожская». В случае удачи оснастить подобными системами безопасности планировалось еще 19 станций метро.

В качестве программной платформы для проекта была выбрана интегрированная система безопасности «Интеллект».

Отметим, что «Интеллект» на тот момент был установлен и надежно работал в метро Лондона, Рима, Екатеринбурга, Новосибирска, поэтому такой выбор был обусловлен в том числе и успешным опытном внедрения на сходных объектах.

В данном проекте «Интеллект» должен был стать частью комплекса безопасности под названием «Конкорд», разработанного специально для метрополитена. Инсталлятором системы безопасности стало ООО «ТехноОхранСервис».

Задача: захватываем — распознаем — сравниваем

Основной целью проекта было обеспечить, чтобы фотоизображение каждого человека, прошедшего на станцию, было зафиксировано, а затем информация о его перемещениях оказалась в доступе правоохранительных ведомств.

Итак, первой задачей стало распознавание лиц, для чего нужно было получить изображения в таком качестве, чтобы его затем можно было идентифицировать и сравнить с базой данных. Задача осложнялась тем, что фиксация лиц происходит в заведомо неблагоприятных условиях: низкая освещенность подземки, «задняя засветка» изображения в дневное время суток, огромный пассажиропоток…

Следующий логичный этап — сравнение зафиксированного изображения с выбранными базами данных. Важно было правильно определить параметры для сравнения — так, чтобы сравнение было максимально точным.

Решение: прятаться бесполезно

С учетом сложности и важности задачи для ее успешной реализации следовало учитывать множество деталей: высоту и наклон расположения камер, углы наклона камер, освещение внутри помещения, освещение на улице, вибрацию, которую вызывает движение эскалатора. Можно сказать, что разработчики и инсталляторы системы на данном этапе эту задачу решили.

Итак, в вестибюле станции «Ладожская» на высоте 170 см были установлены видеокамеры, которые снимают пассажиров. Последних от идентификации не спасет ни плотный шарф, ни низко надвинутый головной убор. По данным Санкт-Петербургского метрополитена, через «Ладожскую» ежедневно проходит около 65 тысяч человек, и с новая система справляется с таким количеством людей.

Примечательно, что камеры расположены открыто, тем не менее укрыться от них невозможно: изображение захватывается и начинает распознаваться в тот самый момент, когда пассажир вошел на станцию, причем сразу несколькими камерами одновременно.

Рабочее место оператора системы располагается здесь же на станции «Ладожская» — в помещении для досмотра. В системе можно настроить многоуровневый доступ, различные модели оповещения оператора и способ вывода информации на монитор. Когда система обнаруживает разыскиваемого преступника, после распознавания лица на его сравнение с базой данных уходит не более 4 секунд — затем данные поступают к оператору.

Фотоархив, с которых проводится сравнение захваченного и распознанного изображения, потенциально фактически безразмерен. Сейчас в нем можно хранить видеозаписи за 1 месяц, но его увеличение возможности по его увеличению ограничиваются только затратами на файлохранилище. Благодаря архиву можно проследить историю поездок за месяц любого человека, чья фотография попала в систему.

Результат: все получилось!

По данным издания Фонтанка.ру, на сегодняшний день система распознает 98% лиц, и если распознанное фото имеется в базе, 92% вероятности, что оно будет идентифицировано. Это отличные результаты, вселяющие оптимизм.

Дело за малым: оснастить подобными системами еще 19 станций Санкт-Петербургского метрополитена. Дело в том, что на сегодняшний день даже, когда система выявляет человека, находящегося в розыске, проанализировать его перемещения по метрополитену, при наличии камер только на одной станции, невозможно. Таким образом, полноценных результатов от новой системы безопасности, установленной в Санкт-Петербургском метрополитене, можно будет ожидать после ее расширения. Которое, мы надеемся, не заставит ждать себя долго.


Все истории успеха
Полезные материалы
images
«Продукт «Интеллект» компании ITV оставляет конкурирующие системы далеко позади с точки зрения функциональности и простоты в использовании. Что для нас самое ценное в нем? Мы, как независимые разработчики программного обеспечения, получаем благодаря этой платформе конкурентные преимущества, предлагая свои решения на ее базе»,
Алим Сизов, генеральный директор компания «СВС ПРОЕКТ», (партнер ITV в Москве)