experience the next
 
Главная  > Истории успеха  > Национальная безопасность

«Интеллект» на защите метро — кровеносной системы Санкт-Петербурга

Все мы знаем, что метро в условиях современного мегаполиса — это незаменимая «кровеносная система», обеспечивающая жизнеспособность города, все его процессы, сбой в которых может привести не просто к транспортному коллапсу (его мы, к сожалению, ежедневно наблюдаем, когда речь идет об автомобильных «пробках). Сбой в работе метро — это событие, которое моментально и неизбежно влияет на ситуацию с попаданием людей на рабочие места, на общую атмосферу в городе, на настроение горожан и в конечном счете — на доверие их к руководству города, удовлетворенность работой городских служб, и в целом — на оценку функциональности его инфраструктуры. Очевидно, что работа такого сложного организма, как метрополитен, зависит от множества факторов. Но важнейшими их них можно признать угрозу неправомерного поведения, хулиганства и — как свидетельствует печальный опыт — случаев террористических актов. Вот почему внедрение инновационной системы безопасности и купирования угроз, связанных с человеческим фактором, на метрополитене — задача, важность которой трудно переоценить. Причем задача эта комплексная, в ее решение вовлечены множество городских служб, а значит требования к ней можно сформулировать следующим образом: максимальные эффективность и надежность, а также результаты, обеспечивающие «широкое покрытие» потребностей самых разных служб города для решения различных задач.

Ситуация: распознавание с умом

В начале 2013 руководством Санкт-Петербургского метрополитена было принято решение о запуске пилотного проекта: интеллектуальной системы видеонаблюдения, позволяющей идентифицировать пассажиров. Полигоном для реализации проекта стала станция метро «Ладожская». В случае удачи оснастить подобными системами безопасности планировалось еще 19 станций метро.

В качестве программной платформы для проекта была выбрана интегрированная система безопасности «Интеллект».

Отметим, что «Интеллект» на тот момент был установлен и надежно работал в метро Лондона, Рима, Екатеринбурга, Новосибирска, поэтому такой выбор был обусловлен в том числе и успешным опытном внедрения на сходных объектах.

В данном проекте «Интеллект» должен был стать частью комплекса безопасности под названием «Конкорд», разработанного специально для метрополитена. Инсталлятором системы безопасности стало ООО «ТехноОхранСервис».

Задача: захватываем — распознаем — сравниваем

Основной целью проекта было обеспечить, чтобы фотоизображение каждого человека, прошедшего на станцию, было зафиксировано, а затем информация о его перемещениях оказалась в доступе правоохранительных ведомств.

Итак, первой задачей стало распознавание лиц, для чего нужно было получить изображения в таком качестве, чтобы его затем можно было идентифицировать и сравнить с базой данных. Задача осложнялась тем, что фиксация лиц происходит в заведомо неблагоприятных условиях: низкая освещенность подземки, «задняя засветка» изображения в дневное время суток, огромный пассажиропоток…

Следующий логичный этап — сравнение зафиксированного изображения с выбранными базами данных. Важно было правильно определить параметры для сравнения — так, чтобы сравнение было максимально точным.

Решение: прятаться бесполезно

С учетом сложности и важности задачи для ее успешной реализации следовало учитывать множество деталей: высоту и наклон расположения камер, углы наклона камер, освещение внутри помещения, освещение на улице, вибрацию, которую вызывает движение эскалатора. Можно сказать, что разработчики и инсталляторы системы на данном этапе эту задачу решили.

Итак, в вестибюле станции «Ладожская» на высоте 170 см были установлены видеокамеры, которые снимают пассажиров. Последних от идентификации не спасет ни плотный шарф, ни низко надвинутый головной убор. По данным Санкт-Петербургского метрополитена, через «Ладожскую» ежедневно проходит около 65 тысяч человек, и с новая система справляется с таким количеством людей.

Примечательно, что камеры расположены открыто, тем не менее укрыться от них невозможно: изображение захватывается и начинает распознаваться в тот самый момент, когда пассажир вошел на станцию, причем сразу несколькими камерами одновременно.

Рабочее место оператора системы располагается здесь же на станции «Ладожская» — в помещении для досмотра. В системе можно настроить многоуровневый доступ, различные модели оповещения оператора и способ вывода информации на монитор. Когда система обнаруживает разыскиваемого преступника, после распознавания лица на его сравнение с базой данных уходит не более 4 секунд — затем данные поступают к оператору.

Фотоархив, с которых проводится сравнение захваченного и распознанного изображения, потенциально фактически безразмерен. Сейчас в нем можно хранить видеозаписи за 1 месяц, но его увеличение возможности по его увеличению ограничиваются только затратами на файлохранилище. Благодаря архиву можно проследить историю поездок за месяц любого человека, чья фотография попала в систему.

Результат: все получилось!

По данным издания Фонтанка.ру, на сегодняшний день система распознает 98% лиц, и если распознанное фото имеется в базе, 92% вероятности, что оно будет идентифицировано. Это отличные результаты, вселяющие оптимизм.

Дело за малым: оснастить подобными системами еще 19 станций Санкт-Петербургского метрополитена. Дело в том, что на сегодняшний день даже, когда система выявляет человека, находящегося в розыске, проанализировать его перемещения по метрополитену, при наличии камер только на одной станции, невозможно. Таким образом, полноценных результатов от новой системы безопасности, установленной в Санкт-Петербургском метрополитене, можно будет ожидать после ее расширения. Которое, мы надеемся, не заставит ждать себя долго.


Все истории успеха
Полезные материалы
images
«Предпочтение «Интеллекту» было отдано как наиболее гибкому и приспособленному к развитию продукта, обеспечивающему достаточно высокое качество изображения и имеющему удобный, хорошо продуманный интерфейс»,
Игорь Прищепов, главный инженер ОАО «Мурманский морской торговый порт».