experience the next
 
Главная  > Истории успеха  > Национальная безопасность

Система безопасности на базе «Интеллекта» действует на маршрутах высокоскоростных поездов Октябрьской железной дороги

Безопасность пассажиров, грузов и составов на железных дорогах России — задача не новая, но неизменно актуальная. Тому есть несколько причин. Главная из них заключается в том, что в современной жизни, с ее невероятными скоростями, появлением новых технологий — в том числе в сфере транспорта, сложными социальными катаклизмами, возникает все больше и больше рисков, которые нуждаются в предупреждении и своевременном купировании. Также отдельной и важной задачей остается борьба с терроризмом на транспорте. Вот почему современные системы безопасности поступательно внедряются на российских железных дорогах уже не первый год.

Так, на Октябрьской железной дороге, эксплуатирующей железнодорожную инфраструктуру северо-западных областей России, в том числе линии, соединяющие Санкт-Петербург и Москву, работы по оснащению техническими средствами защиты ведутся с 2003 года. В соответствии с первоначальной концепцией «РЖД», оснащению подлежали отдельные объекты, такие как вокзалы, тяговые подстанции, узлы связи.

Полиция поймала подростков, которые поставили на пути «Сапсана» манекен

Сотрудниками полиции выявлены подростки, установившие манекен на железной дороге перед проездом скоростного «Сапсана».

Как указывает пресс-служба МВД РФ, сотрудники транспортной полиции при содействии ведомственной охраны ОАО «РЖД» задержали трех подростков 13-15 лет, которые на пути следования высокоскоростного поезда установили манекен. Для того чтобы сходство с человеком было максимальным, его одели в джинсы и куртку.

Сигнал о нахождении постороннего предмета на железнодорожных путях был своевременно передан машинисту «Сапсана». В результате применения экстренного торможения пассажиры поезда не пострадали.

<..>
По материалам Фонтаки.ру от 01.08.2013

Однако после подрывов поезда «Невский экспресс», имевших место в 2007 и 2009 годах на магистрали Санкт-Петербург — Москва, изначальная концепция была пересмотрена. Новая концепция защиты предполагала непрерывное наблюдение за объектом железнодорожного транспорта, которое исключало бы так называемые «слепые» зоны и обеспечивало контроль всей магистрали Санкт-Петербург — Москва. Программной основой для нового комплекса защиты стала интегрированная платформа безопасности «Интеллект». Это флагманский продукт компании ITV | AxonSoft, который прочно зарекомендовал себя как эффективное решение для распределенных объектов высочайшего уровня сложности.


Непрерывное видеонаблюдение с надежным детектированием тревожных ситуаций в режиме реального времени

Итак, в 2009 году, на участке Мстинский Мост — Окуловка Октябрьской железной дороги был реализован пилотный проект по оснащению объектов техническими средствами охраны. Данный участок был выбран неслучайно: именно в этот год был запущен высокоскоростной поезд «Сапсан», развивающем на данном участке свою максимальную скорость в 250 км/ч.

Какие же ключевые требования предъявлялись к интеллектуальной системе видеонаблюдения, внедряемой на данном маршруте?

Во-первых, необходимо было получать четкое изображение от камер вне зависимости от погодных условий и времени суток, без дополнительного освещения.

Во-вторых, изображение должно было подвергаться анализу на наличие тревожной информации в автоматическом режиме, поскольку риски, связанные с человеческим фактором, то есть с нагрузкой на операторов, в условиях протяженности маршрута и разнородности возможных, порой неочевидных с точки зрения человеческого, субъективного восприятия тревог, были критично велики.

И наконец, особое требование касалось оперативного обнаружения фактов попадания посторонних предметов на рельсы и молниеносной доставки информации о них операторам системы, которые затем могли бы в срочном порядке предупредить об угрозе поездных диспетчеров и локомотивные бригады.


«Интеллект» + тепловизоры = своевременное обнаружение тревог

Для того, чтобы обеспечить непрерывный контроль протяженных участков трассы Москва — Санкт-Петербург были выбраны тепловизионные камеры, интегрированные с платформой «Интеллект». В интегрированном решении на базе «Интеллекта» данные, поступающие от тепловизоров, обрабатываются инновационными инструментами видеоаналитики, что позволяет оперативно и своевременно реагировать на опасную ситуацию и предотвратить аварию или сбой.

Преимущество тепловизионных камер перед обычным оборудованием для видеонаблюдения, заключается в том, что тепловизор способен передавать четкое изображение при любой погоде днем и ночью — безо всякого дополнительного освещения. При этом он обеспечивает зону наблюдения от 600 м до 1 км (при том, что обычная видеокамера дает обзор только на 50-70 м).

Инструменты видеоналитики, заложенные в «Интеллект», позволяют в автоматическом режиме производить анализ изображения на наличие тревожных данных. Это снижает нагрузку на операторов системы, так как они работают только с предварительно отобранной информацией, а не со всем потоком видеоизображения.

Система в автоматическом режиме выдает тревожную информацию по следующим параметрам:

  • пересечения границ обозначенной зоны;
  • входа в зону контроля и выхода из нее;
  • движение в зоне контроля;
  • появление посторонних предметов в зоне контроля;
  • изменение фона видеоизображения в зоне контроля.

Что же касается своевременного оповещения о нахождении крупногабаритных предметов на железнодорожных путях, то для этих целей применяется специально разработанный ITV | AxonSoft мультиспектральный модуль. Он детектирует появление на рельсах предметов и выдает операторам системы информацию об угрозе, а те в свою очередь оперативно информируют диспетчерские службы и поездные бригады.


Доказано: передовые технологии видеонаблюдения — залог безопасности пассажиров

Да данный момент на Октябрьской железной дороге создан Единый ситуационный центр высокоскоростного движения, в котором аккумулируются, анализируются и предотвращаются ситуации, несущие угрозы здоровью и жизни пассажиров, работникам ЖД, сохранности подвижного состава и оборудования. При запуске «Сапсана» была опробована и подтвердила свою эффективность система видеорегистрации обстановки по всему маршруту движения поезда. Камеры, установленные в головном и хвостовом вагонах, фиксируют все происходящее на всем пути следования. Помимо предотвращения угроз, данные видеозаписи являются материалом при разборах происшествий и используются для контроля за действиями различных служб дороги.

Можно с уверенностью сказать, что Октябрьская железная дорога сегодня — одна из самых безопасных благодаря примененным для ее защиты передовым технологиям.

На данный момент система безопасности на базе интегрированной программной платформы «Интеллект» действует на маршрутах высокоскоростных поездов «Москва — Санкт-Петербург», «Санкт-Петербург — Хельсинки» и «Москва — Нижний Новгород». В планах «РЖД» — расширить позитивный опыт, применив подобные системы на других железных дорогах России.


Все истории успеха
Полезные материалы
images
«Мы не заинтересованы в сотрудничестве ни с одним другим разработчиком программного обеспечения для систем безопасности. Для нас нет ничего лучше, чем система «Интеллект». Мы все – горячие поклонники этого продукта»,
Дмитрий Люлин, директор департамента исследований разработок и инноваций компания WAF (партнер ITV в Испании)