experience the next
 
Главная  > О компании  > Пресс-центр  > Публикации

Никаких «Что было бы, если»…

Интервью Мурата Алтуева, президента компании ITV | AxxonSoft, ежегодному изданию VIDEO & VISION 2013

ITV | AxxonSoft — лидер российского рынка в области разработки интеллектуальных интегрированных систем безопасности и видеонаблюдения. Компания сотрудничает с ведущими российскими и мировыми производителями оборудования для систем безопасности и имеет более 2500 компаний-партнеров — инсталляторов и интеграторов систем безопасности и видеонаблюдения. Флагман продуктовой линейки ITV | AxxonSoft, многофункциональная программная платформа «Интеллект» лежит в основе проектов «Безопасный город», внедряемых более чем в 100 городах России и за рубежом. Мурат Алтуев, президент компании, рассказал, почему его путь был предопределен, каковы плюсы бизнеса в России и какие этапы стали главными в истории успеха.


— Как в юности вы решали вопрос выбора своего пути в жизни?

— Мой путь был предопределен — дело в том, что моя мама работала программистом, что в 1980-е гг. было большой редкостью. Я сразу попал в специфическое окружение и уже с детства имел доступ к компьютерам. Все это меня невероятно увлекло, так что выбор, получается, передо мной не стоял — я с детства хотел стать программистом. Меня учила не только мама, но и ее коллеги, и уже в восьмом классе я начал работать сам — профессионально: разрабатывал первые бухгалтерские программы. Еще у нас был дворец пионеров с компьютерным классом — в нем я был настоящей звездой (смеется), делал компьютерные игры, которые пользовались большой популярностью. Игр тогда же почти не было. Если герой в игре погибал, я мог его оживить — представляете, какими глазами на меня смотрели сверстники? Огромная была для меня мотивация.

В Москве я сначала учился в зеленоградском МИЭТе, а потом старался делать что-то полезное в научно-исследовательских институтах, которых так много в Зеленограде. Работал бесплатно — лишь бы был доступ к компьютерам. Ну а затем была первая настоящая серьезная работа в компании — и она уже была связана с безопасностью.

— Какие три ключевые вехи в истории вашего успеха?

— Первой вехой стала семейная история — встреча, благодаря маме, с компьютерными технологиями и программистами, погружение в среду.

Вторая веха — мой уход из компании, где я работал до того, как создал собственный бизнес, фактически это история рождения ITV | AxxonSoft. Компания делала видеорегистраторы, и изначально я пришел туда как разработчик. Вскоре я предложил руководителю разрабатывать софт для комплексных, масштабных, интегрированных систем безопасности. И с ним мы учредили новый бизнес, но на определенном этапе, в фазе бурного развития, когда мы уже фактически стали лидерами российского рынка, между акционерами начались конфликты, которые были связаны с вопросом, куда идти дальше. Я хотел это бурное развитие стимулировать, другие акционеры были более консервативны. В итоге я вышел из бизнеса и организовал собственную компанию.

Ну и третьей вехой я, как это ни удивительно, назвал бы появление в нашей компании Влада Мартынова. До знакомства я читал о нем в журналах, знал, что это суперуспешный российский топ-менеджер, и тут он пришел в ITV помогать. Сейчас Мартынов возглавляет Yota Devices и готовит к выходу на мировой рынок Yota Phone, а до прихода к нам он был одним из топ-менеджеров компании Microsoft. Влад предложил: "Давайте сделаем ваш бизнес глобальным". Он взял на себя все операционное управление нашим международным направлением и полностью перестроил работу компании. В результате я иначе посмотрел на себя, на компанию, на наши возможности.

— Кто был вашим первым клиентом?

— Трудно сказать, кто был первым, но определяющим, ключевым стало правительство Москвы с проектом «Безопасный город». Участие в таком масштабном проекте стало для нас — молодой компании — мощнейшей маркетинговой и имиджевой поддержкой. На пике развития «Безопасного города» наша система включала 8,5 тыс. серверов на 16 камер каждый.

Точка зрения

Бизнес — это соревнование, конкуренция, достижения. Это общеизвестно, но это так и есть.

Если бы я знал… Я никогда не ставлю так вопрос. Что случилось, то случилось, не стоит возвращаться мыслями к прошлым упущенным возможностям, их не вернуть. Это все обстоятельства жизни, которые изменчивы и последствия которых до конца нам не дано видеть. Поэтому мой принцип: "Если вышло так, дальше мы действует так". Никаких " что было бы если".

Через несколько лет мы станем компанией номер один в мире. Я в этом ни на секунду не сомневаюсь.

Надеяться на чьи-то советы — это перекладывать ответственность на кого-то. Бывают взлеты, бывают падения — все это жизнь.

Для того чтобы быть успешным, нужно довольствоваться тем, что имеешь, и при этом стремиться к лучшему, к совершенству.

Я много чего делаю, и все — для разного. Ну все-таки главные усилия — для семьи. Это безусловная ценность.

Не делю людей на гениев и не гениев. У всех людей есть свой уникальный опыт, который может стать полезным и поучительным.

Да, я один из создателей компании ITV | AxxonSoft.

Лучший отдых для меня — время, проведенное с семьей.

— Самое сложное решение, которое вам пришлось принимать в бизнесе?

— Всегда самые сложные решения в бизнесе и жизни компании связаны с людьми, с персоналом. В ситуации перехода с аналоговых систем видеонаблюдения на IP мы не избежали мягкого, но кризиса. Мы очень быстро стали лидерами в России в сегменте аналога и очень уверенно себя чувствовали, пока на рынке не появились дешевые китайские видеорегистраторы. А IP-рынок тогда еще не развился как следует. И мы резко потеряли часть своей рыночной доли. Пришлось расстаться с частью сотрудников, провести сокращения — это было тяжело. Но сейчас все наладилось, большая часть продаж у нас в IP-сегменте, рынок этот растет невероятно быстро, и мы надеемся, что подобных потрясений нам удастся избежать.

— Если хочешь сделать хорошо, сделай сам. Как вы решаете этот вопрос?

— Этот вопрос актуален на первом этапе развития компании, на уровне стартапа. Когда руководитель еще не умеет или боится делегировать полномочия. Я этот этап прошел лет 10 назад, и сейчас для меня важнее вопрос о том, как не ошибиться, подбирая людей на ключевые позиции, правильно оценить их потенциал.

— Случай — играет ли он роль в бизнесе?

— Конечно, играет, но также истина и в том, что, для того чтобы нужные случаи появились, необходимо создавать среду для этого. А кроме того, нужно уметь этим счастливым случаем воспользоваться, не упустить его. Это самое важное.

— Сегодня для обеспечения серьезных позиций на рынке необходима известность, востребованность продукции. Как вы формируете свой рынок и своих потребителей?

— Здесь у меня есть однозначная позиция: просто известность бренда, имени никому не нужна и ничего не дает. Нужно работать только на создание реальной уникальности — делать продукт, функционал, инструменты, которых нет ни у кого, и уметь донести информацию о них до потенциальных потребителей. Все трансформации на рынке сейчас связаны с тем, что покупатели уходят от известных «великих» брендов к малоизвестным скромным компаниям, которые либо «делают это лучше», либо предлагают что-то уникальное.

Поэтому, формируя своего потребителя, мы занимаемся пропагандой инноваций, объясняя, в чем наша особенность, почему нужно выбрать наш продукт.

— Как вы можете кратко охарактеризовать бизнес в России и бизнес за рубежом?

— Возможно, это покажется удивительным, но я как вендор софта не вижу особой разницы между бизнес-подходами России и зарубежья. Вероятно, системный интегратор решений по безопасности описал бы эту картину иначе, так как он работает непосредственно на объектах, борется за них, и видит все несколько под другим углом. Я же могу сказать, что у нас в компании нет специфических бизнес-инструментов для России и для остального мира. Могу указать лишь на плюс: в России, по моим ощущениям, больше качественных инженерных кадров, в том числе в компаниях — системных интеграторах, что облегчает многие процессы.

— Сегодня многие компании приглашают зарубежных менеджеров, используют их менталитет и опыт. Применяете ли вы такую практику?

— Я думаю, что многие компании, которые приглашают зарубежных менеджеров, сами являются филиалами зарубежных компаний. И если в головном офисе выстроены какие-то процессы, а нужно их внедрить в России, менеджер из страны, где расположен головной офис, — это лучшее решение. Мы тут скорее в положении того самого головного офиса: нам не хватает менеджеров, чтобы посылать их работать в наши зарубежные филиалы, выстраивать там процессы и коммуникации. Так что я не вижу смысла приглашать зарубежных менеджеров к нам, так как нет такой бизнес-модели, которую мы хотели бы внедрить. Наша задача — реализовать полноценно нашу существующую бизнес-модель в наших зарубежных подразделениях.

— Как создать выдающийся продукт?

— Здесь рецепт простой и сложный одновременно: нужно стать экспертом в той области, в которой ты действуешь. А чтобы стать экспертом, нужен опыт. Я, получается, 17 лет делаю "Интеллект" — начав с приложения, которое я разработал в одиночку, и заканчивая целыми командами разработчиков и программистов, работающими над системой сейчас. В результате накапливаются экспертные знания, которые позволяют сделать новый выдающийся продукт. Ведь любой суперуспешный продукт, любая инновационная разработка получились именно такими, потому что кто-то в определенный момент сказал: «Делаем так». И этот навык — уметь видеть то, что сработает, выбирать из многих решений единственное, причем по каждой функции — нужно вырабатывать годами.

— Какое наследие вы хотите оставить?

— Наследие в плане бизнеса — никогда не думал об этом, все слишком быстро меняется. Успешный продукт — это стечение обстоятельств, когда вы знаете, как что-то сделать и что это что-то кому-то нужно. Обстоятельства могут измениться, поэтому у меня нет амбиций типа "построить вечную компанию" и т.д. Поэтому все желания, связанные с наследием, имеют отношение к моей семье, к детям.


Источник: VIDEO & VISION 2013 ("Гротек")


Полезные материалы