experience the next
 
Главная  > О компании  > Пресс-центр  > Публикации

«На российском рынке тому, что предлагаем мы, - нет аналогов». Компания ITV | AxxonSoft отмечает в этом году свое 10-летие.

Интервью с президентом компании ITV | AxxonSoft Муратом Алтуевым.

Мурат Алтуев, президент компании ITV | AxxonSoftПрактически все производители ПО для систем безопасности говорят о том, что начало их деятельности было связано с конкретным проектом, с задачей заказчика, которую нужно было решить. Так ли это в вашем случае? Расскажите о своем первом продукте.

Самое начало нашего бизнеса не было связано с конкретным проектом, ибо создатели компании имели достаточный опыт в отрасли, и - пусть небольшой - но пул ключевых клиентов, проектов было сразу несколько. А значит вряд ли можно говорить о задаче, с которой в буквальном смысле все началось. Однако в активе нашей компании есть особенный проект, заставивший рынок говорить о нашей, тогда еще юной компании и уважать ее. Это проект «Безопасный город Москва», начало реализации которого пришлось на 2002 год. В 9 из 11 районов Центрального административного округа Москвы было установлено около 7000 камер, интегрированных в наш программно-аппаратный комплекс «Интеллект», позволяющий вести комплексное наблюдение за ситуацией в городе. Для молодой компании участие в проекте такого уровня было в каком-то смысле судьбоносным.

Создание ПО для систем безопасности - это зона объединения профессионалов в области программирования и специалистов в области безопасности. Расскажите о структуре работы вашей компании, о том, как формировалась и формируется команда? Каковы корпоративные ценности, существует ли корпоративная культура?

В нашем случае имеют место явные отличия от мирового опыта: там все системы разрабатывались людьми, пришедшими из IT-отрасли и имевшими огромный опыт в построении сложно конфигурированных сетевых систем. Соответственно, свой продукт они ориентировали на IT-специалистов, знакомых с новейшими технологиями и профессиональными интерфейсами. Мы же изначально были ориентированы на «без-опасников». Еще в начале 2000-х это были в основном люди, для которых система видеонаблюдения ассоциировалась в лучшем случае с несколькими аналоговыми камерами, видео с которых записывается на километры пленки. Некоторые вообще не были знакомы с компьютером. Нам предстояло сломать эти представления, аккуратно переведя отечественный рынок систем безопасности на цифровые рельсы, сделав программные решения понятными и удобными для специалистов служб безопасности, чтобы они могли в кратчайшие сроки обучиться настройкам и т.д. Именно поэтому мы огромное внимание уделяли клиенто-ори-ентированности наших продуктов, их usability.

Такими вводными и обусловлено магистральное направление развития нашей компании. При этом у нас есть представительства в России почти во всех крупных городах, и это далеко не только филиалы отдела продаж. Например, у нас есть мощные коллективы разработчиков в Самаре, в Нальчике и даже в украинском Севастополе! Что объединяет команду? Помимо известных прозаических мотивов, я думаю, важную роль играет понимание того, что мы создаем уникальный инновационный продукт, участвуем в мировом соревновании, в гонке, в которой у нас есть все шансы прийти первыми. Я думаю, команда чувствует этот драйв.

В какой момент ваша компания почувствовала себя достаточно сильной для того, чтобы предлагать заказчику не только решение его задач, но ваше видение самих задач, ваши решения с учетом развития рынка и собственных технологий?

Разумеется, поначалу в нас присутствовала определенная неуверенность, я думаю это свойство всех начинающих компаний. Но, реализовав несколько важных проектов, в том числе на государственных, стратегически важных объектах, таких как «Безопасный город Москва», мы поняли, что можем не только слышать заказчика, но и предсказывать его потребности, опираясь на свой опыт и знания. Дело в том, что на российском рынке тому, что предлагаем мы, - нет аналогов. Я имею в виду интеграционные возможности софта, отраслевую специализацию, уникальные аналитические функции и инструменты оптимизации поиска в архиве, а также надежнейшее хранение видеоархива. Все это вместе позволяет создать чрезвычайно эффективную и современную систему безопасности, и неудивительно, что буквально через два-три года работы нашей компании удалось добиться впечатляющих глубины проникновения на рынок и рыночного охвата. Такая позиция позволяла нам быть смелее с заказчиками и сама по себе впечатляла их, они прислушивались.

Кроме того, стало проводиться все больше отраслевых выставок, куда потенциальные заказчики могли прийти и увидеть картину отрасли целиком, и эта картина говорила в нашу пользу, у нас складывалось вполне обоснованное, подкрепленное реальностью мнение о самих себе, что придавало нам еще больше уверенности.

Мир программных решений во всех областях бизнеса меняется очень быстро. Применительно к нашему рынку: каковы задачи вашей компании в части создания новых технологий и в части внедрения передовых идей.

Несмотря на то, что запросы рынка в сфере разработки программных решений для систем безопасности постоянно существуют и быстро меняются, прорывы в этой сфере не всегда дано предугадать. И часто идеи, в результате которых создаются уникальные и востребованные, как оказывается потом, инструменты, появляются не как результат маркетингового запроса, а на программно-инженерном уровне в процессе разработки других инструментов и технологий. Так было и у нас - идею создания собственной базы данных для нашей инновационной системы видеонаблюдения Axxon Next предложили инженеры-программисты в процессе работы над инструментом для моментального поиска в архиве MomentQuest2. Мы внимательно отнеслись к их инициативе, и в итоге теперь в арсенале нашей компании - VMDA - новая, наша собственная файловая система для хранения видеоархива, позволяющая полностью исключить фрагментацию данных. Похожая история создания и у нашей уникальной файловой системы SolidStore.

Таким образом, наши задачи в области разработок - быть чуткими. Слышать «зов» рынка и внимательно относиться ко всем инициативам внутри компании. Ведь в конце концов мы можем позволить себе не только реагировать на запросы рынка, но и формировать их.

Расскажите немного о том пути, который проходит продукт от поиска (или создания) программного алгоритма до внедрения его на рынке безопасности.

Как я уже отметил, идея может родиться спонтанно, и главное - не упустить ее, дать ей ход. То есть необходима ориентация на нетривиальное мышление, открытость ему, отсутствие структурных, бюрократических преград в процедурах компании.

В этом смысле мы не изобретаем велосипед - все эти практики уже внедрены и опробованы такими инноваторами-гиган-тами, как Google и др.

Но одной идеи, как вы понимаете, недостаточно. Нужна технология, позволяющая, с одной стороны, как можно скорее идею преобразовать в реальный инструмент, а с другой, - своевременно исправлять неизбежные ошибки, оптимизировать его, параллельно внедряя уже новую разработку. Чтобы обеспечить инновационную непрерывность, мы выпускаем новую версию наших программных продуктов раз в квартал. Это удается благодаря тому, что мы «запа-раллеливаем» два процесса - подготовку новой версии и активную оптимизацию текущей. Причем тестирование и исправление недочетов, если они обнаруживаются, проводятся без ущерба для работы системы в целом. Это возможно благодаря, во-первых, микромодульнуй архитектуре наших программных систем, а во-вторых, тому, что каждый модуль тестируется отдельно.

Последние несколько лет вы предлагаете свои продукты и на зарубежном рынке, вопреки расхожему мнению, что Россия в области IT очень сильно отстает в своем развитии. В чем секрет: в уникальности ваших решений для CCTV или в особой одаренности российских программистов?

Я бы не согласился с этим «расхожим» мнением. Как раз IT-разработки - сфера, где мы совершенно не уступаем Западу. ABBYY, Лаборатория Касперского, ParaLLeLs, «Яндекс», 1С - все это российские компании глобального уровня. Думаю, что, помимо одаренности российских разработчиков, свою роль здесь играет качественное фундаментальное техническое образование, структура которого заложена, чем бы это ни было обусловлено, в советское время. И таким оно, к счастью, остается и по сей день. Но при этом труд разработчика в России по-прежнему стоит дешевле, чем на Западе.

Другое дело, что в нашей стране, к сожалению, рынок технологий для обеспечения безопасности весьма невелик по сравнению с западными локальными рынками. А значит стартапу сложно быстро нарастить обороты, да и просто выжить. И здесь мы можем с гордостью отметить, что при ограниченности нашего локального рынка, глубина проникновения в него у нашей компании выше, чем соответствующие показатели у зарубежных компаний-аналогов.

По каким критериям компания выбирает своих технологических партнеров? Каковы основные принципы сотрудничества с вендорами и интеграторами?

Еще в самом начале пути нашей компании мы заявили: мы сотрудничаем со всеми, кто в этом заинтересован, открыты всем, не объединяемся ни с кем, чтобы «дружить против кого-то»... Этот подход лег в основу нашей партнерской стратегии, и именно поэтому у ITV | AxxonSoft так много надежных партнеров среди самых опытных интеграторов и известных вендоров оборудования. Для нас партнерство - это всегда роман с продолжением. Мы не только гарантируем постпродажную поддержку, но и постоянно проводим обучающие семинары для наших интеграторов, которые, кстати, пользуются большой популярностью в наших представительствах по всему миру. Что же касается технологических партнеров, то мы даже запустили отдельную маркетинговую программу - Axxon Universe, руководствуясь девизом: «За каждым достойным решением стоит упорный труд по меньшей мере двух компаний».

Цель программы - объединение наших компетенций для разработки уникальных совместных решений, обладающих важными преимуществами.

Любой рынок переживает взлеты и спады, живет циклически. Когда он находится в ожидании прорывной технологии, способной изменить его облик и расстановку сил на нем, ключевые игроки это чувствуют. Что вы можете сказать об ожиданиях рынка в этом плане и о собственных шагах в направлении прорыва?

В случае с рынком технических средств безопасности можно сказать, что пока он находится, с рядом оговорок, в стадии непрерывного роста, поскольку спрос еще не удовлетворен полностью, и даже до конца не сформирован. Поэтому здесь прорыв может прийти с любой стороны, и главное - быть внимательным, реагировать на запросы рынка моментально, мыслить нетривиально.

Еще недавно мир безопасности был аналоговым, IP камер было мало, покупали их неохотно, производителей можно было пересчитать по пальцам - и они наслаждались мировым лидерством. И что мы видим теперь? Рынок максимально фрагментиро-ван, IP вендоры растут как грибы, а камеры становятся все более умными и функциональными. К этому нужно было быть готовыми. И мы отчасти предвидели такое развитие событий. Именно поэтому в нашу программную платформу для видеонаблюдения Axxon Next уже сейчас интегрировано около 1500 IP камер самых разных производителей со всего мира, и каждые 6 недель мы интегрируем от 50 до 100 новых устройств.

Или возьмем такой маркетинговый запрос, не связанный напрямую с безопасностью, как определение так называемых «тепловых» зон в магазинах - мест скопления покупателей. Анализ таких зон позволит маркетолагам лучше планировать поставки товаров, выкладку и т.д. И вот такой запрос возник, и нужно как можно быстрее удовлетворить его, чем наша компания и занимается, вводя новые инструменты в наше вертикальное решение «POS-Интеллект».

В целом же, если говорить о магистральных направлениях развития отрасли, думаю, что здесь все будет «крутиться» вокруг оптимизации процессов видеонаблюдения и в первую очередь это касается анализа видео и интеллектуального поиска в архиве.

Уже сейчас в Axxon Next есть поиск по критерию «человек/машина». В дальнейшем критериев будет больше, и поиск станет еще более гибким и точным. В нем, например, доступен будет поиск по лицам. Достаточно будет ввести в поисковик запрос - и через несколько секунд вы получите отсортированные по релевантности результаты. Представьте, что все камеры на объекте, в которых хорошо различимы лица, постоянно захватывают их изображения, индексируют и создают базу данных. И потом достаточно будет ввести в систему фотографию или фоторобот - и вы получите отсортированные по степени сходства результаты, а кликнув по любому из них, получите статистику появления лица в поле зрения различных камер. Думаю, нас ожидает «Google для видеонаблюдения», во всяком случае, рынком такой инструмент очень востребован.

Ну, а если говорить о планах нашей компании, то мы продолжим делать то, что делали все эти 10 лет - разрабатывать и внедрять самые инновационные и прорывные, но при этом доступные, технологии, адаптированные под требования реальных бизнесов, компаний и отраслей экономики.


Источник: Журнал "Алгоритм Безопасности" № 5, 2013

Скачать публикацию в формате .pdf

Полезные материалы