experience the next
 
Главная  > О компании  > Пресс-центр  > Публикации

От безопасных городов к умным

Александр Чуприян, заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

МЧС России, являющееся координатором программы «Безопасный город», получило задание от заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Рогозина дополнить концепцию элементами умного города. Современная концепция «Безопасный город» уже содержит в себе большую часть того, что называют умным городом с точки зрения автоматизации управления городским хозяйством. Теперь речь идет о том, чтобы развить концепцию в направлении предоставления услуг на базе созданной и создаваемой инфраструктуры для населения.

Как неоднократно говорил Дмитрий Олегович Рогозин, построив безопасный город, то есть выполнив первичную задачу по обеспечению безопасности населения, мы можем перейти к строительству умного города. Самый главный шаг на данном этапе – прийти к единому пониманию, что есть умный город.

Что такое умный город

Очевидно, что в общем и целом понятие «умный город» подразумевает под собой использование информационно-коммуникационных технологий для увеличения производительности и повышения качества работы городских служб, снижения расходов и потребления ресурсов. Целью построения умного города является повышение качества и эффективности работы городских служб, уменьшения затрат бюджета и потребления ресурсов, а также более активное и продуктивное взаимодействие служб и ведомств с гражданами на основе комплексной информатизации процессов муниципального управления.

Практическая задача безопасного города – сделать так, чтобы в случае возникновения той или иной необходимости житель не звонил в десятки разных служб, а использовал единый номер. Жителю должно быть неважно, каким образом организовано реагирование на любое происшествие: от ЖКХ до крупных ЧС.

Условия функционирования

АПК «Безопасный город» включает в себя сегменты, непосредственно обеспечивающие общественную безопасность, правопорядок и безопасность среды обитания. Вместе с тем АПК «Безопасный город» также должен взаимодействовать с различными сегментами умного города, из которых в АПК «Безопасный город». будет поступать информация об объектах защиты (промышленных, транспортных, социальных и др.), формируемая в этих сегментах для обеспечения повседневного управления городским хозяйством, и об угрозах их безопасности. Учитывая необходимость обеспечения функционирования АПК «Безопасный город» в условиях негативного воздействия этих угроз, к АПК «Безопасный город» предъявляются более жесткие требования по оперативности, непрерывности, надежности и устойчивости его работы в сравнении с умным городом. Таким образом, информационно-коммуникационная инфраструктура АПК «Безопасный город» при ее масштабировании способна обеспечить и функционирование умного города.

В 2016 г. спланированы и будут завершены научно-исследовательские работы по разработке единого стека открытых протоколов для обеспечения сопряжения подсистем АПК «Безопасный город» и по разработке типовой проектной документации в рамках создания и развития АПК «Безопасный город», а также работы по созданию стенда, позволяющего тестировать соответствующие решения производителей.

Если раньше акцент в АПК «Безопасный город» делался на фотовидеофиксации и видеонаблюдении, то в составе комплекса умного города это одна из множества систем. Записи с камер наблюдения – лишь один из источников получения информации наряду с другими датчиками. Например, с помощью меток на школьных ранцах можно отслеживать местонахождение детей. Это инфраструктура безопасного города, а услуга – умного города.

11 шагов к умному городу

Дальнейшее развитие концепции построения и развития АПК «Безопасный город» в части умного города должно включать в себя 11 основных шагов.

  1. Использование мобильных сервисов и приложений в целях вовлечения населения в предупреждение и профилактику правонарушений и обеспечение безопасности среды обитания.
  2. Стимулирование развития частных разработок мобильных сервисов и приложений, интеграция результатов в единую информационную среду.
  3. Развитие систем управления и оптимизации логистики общественного и частного транспорта (умные машины).
  4. Развитие на базе АПК «Безопасный город» функциональных возможностей по предоставлению социальных услуг населению.
  5. Наращивание применения энергосберегающих технологий в решениях по обеспечению безопасности коммунальной инфраструктуры.
  6. Создание единого информационного пространства для всех входящих в городскую среду объектов (интеграция умных домов, умных остановок, умной инфраструктуры).
  7. Использование результатов построения и развития АПК «Безопасный город» (создаваемой телекоммуникационной и вычислительной инфраструктуры) в качестве платформы для построения умного города.
  8. Развитие систем поддержки принятия решения в области социально-экономического развития и перспективного планирования городского пространства.
  9. Развитие систем мониторинга безопасности в направлении обеспечения технико-экономической эффективности объектов городской инфраструктуры.
  10. Интеграция решений по информатизации здравоохранения и образования в единое городское информационное пространство.
  11. Комплексное развитие территорий муниципальных образований с учетом аспектов безопасности населения и территорий.

МЧС России во многом самостоятельно в инициативном порядке, всячески подталкивая коллег из органов исполнительной власти различных уровней, ведет колоссальную работу по разработке всей нормативной и правовой базы, решению задач по финансированию АПК «Безопасный город», оказанию методической помощи субъектам Российской Федерации.

Источник: Журнал «Системы Безопасности» №2, 2016

Полезные материалы