experience the next
 
Главная  > Журнал «Experience the Next»  > Статьи из журнала  > POS-Интеллект

Снижение потерь в розничной торговле

01.11.2005

Некоторые объекты, на которых работает система видеоконтроля кассовых операций "POS-Интеллект"

Гипермаркет "ИКЕА" (Москва)
Гипермаркет "ИКЕА" (Казань)
Гипермаркет "Магеллан" (Киев)
Супермаркет "Патэрсон" (Киев)
Сеть ресторанов быстрого питания "Ростикс" (Москва)
Супермаркет "Оскар" (Херсон)
Торговый центр Mercedes-Benz (Рига)
Супермаркет "Велика кишеня" (Киев)
"Автозапчасти и товары для дома" (Москва)
Супермаркет "Встреча" (Ногинск)
Супермаркет "Пионер" (Балашиха)
АЗС "Юкос" (Орел)
ТЦ "Арбуз" (Нахабино)
Универсам "Елки-палки" (Москва)
Супермаркет "Десяточка" (Истра)
Магазин детских товаров "Мария" (Москва)
ТЦ "Меркадо" (Москва)
"БИН" Супермаркеты "Петровский"
(Москва)
"Детский мир" в ТЦ "БУМ" (Москва)
Сеть магазинов-супермаркетов АМИК-Cash&Carry (Иркутск)
Супермаркет "Скиф" (Чистополь)
Торговый центр "Народный" (Нижний Новгород )
Сеть российско-норвежских автозаправочных станций "Статойл" (Мурманск)
Кофейня "Шоколадница" на Баррикадной (Москва)
Торговый центр "Епи-Центр-2" (Киев)

Вы решили открыть свой магазин. Взяли в аренду помещение, оформили все документы, закупили торговое оборудование. И набрали продавцов и кассиров. Можете ли вы доверять этим людям? Сколько из них впоследствии окажутся нечисты на руку? Это важные вопросы, без ответа на которые -- не обойтись. Конечно, хочется сказать: "Все, кого я нанял, пртиличные люди! Я могу на них положиться". К сожалению, в жизни все бывает, как правило, немного иначе.

Статистика утверждает, что персонал -- кассиры и сотрудники залов -- это основная, ударная сила по части причинения убытков предприятиям сферы услуг и торговли. С их участием совершается, по некоторым оценкам, до 50% краж. По своим масштабам это даже превосходит тот ущерб, который наносят простые посетители, хотя и они, конечно, стараются особо не отставать.

С сотрудниками торговых залов все более или менее понятно: для борьбы с их атаками на карман своих работодателей и на нормы морали вполне годится хорошая система видеонаблюдения. Ведь нечистый на руку сотрудник зала стремится утащить вещь, материальную единицу (или, если повезет, сразу много единиц). Он, как и его далекий единомышленник, принимающий к себе на автозаправку цистерну "левого" бензина, имеет неплохие шансы на то, чтобы быть выхваченным из общего фона телекамерой в самый неподходящий для него момент.

Совсем иначе обстоит дело с кассиром, злоупотребляющим своим положением "при деньгах". По его внешнему виду невозможно определить, что он в данный момент совершает преступление. Ведь этот кассир манипулирует с чеками, внешне он выглядит при этом вполне пристойно.

Самый простой трюк с чеком -- это отсутствие чека, когда товар продан, деньги получены, а чек не пробит. Можно пробить чек, но потом произвести отмену этой операции, можно воспользоваться тем, что покупатель вернулся в магазин, чтобы сдать обратно недавно купленный товар, можно пробивать в чеке не то, не совсем то, не такое…

Большую возможность для махинаций предоставляет система скидок. Бывает, что товар сам по себе хорош, и покупатель берет его, не замечая, что на него установлена скидка. Кассир пробивает ему товар со скидкой, а деньги берет "по полной". Широкий простор для творчества достаточно изворотливого вора, попавшего на должность кассира, открывают кредитные карты.

Значительная часть нечестных кассиров совершает свои деяния в сговоре с кем-нибудь, например, с сотрудником зала или со своим знакомым, изображающим простого покупателя. Важный момент -- сговор со старшим кассиром или администратором. Ведь его присутствие возле кассы необходимо во многих случаях, таких как, например, возврат товара на крупную сумму.

К счастью, современная техника дает нам средство для борьбы с вышеописанным бедствием. Такое средство -- интеграция системы видеонаблюдения с POS-терминалами. Основная задача этих решений -- сохранить данные о транзакциях вместе с видеоизображением и обеспечить возможность удобной обработки информации. Рассказать об этих системах мы попросили эксперта компании "Ай-Ти-Ви Групп" (ITV) Вячеслава Братищева.

Компания ITV хорошо известна на рынке своими цифровыми системами безопасности и видеонаблюдения "Интеллект" и "Видео 7", однако не менее популярен ее продукт "POS-Интеллект" -- система для интеграции видеонаблюдения с POS-терминалами, о которой рассказал нам Вячеслав.

Hi-Tech Security: Для решения каких задач был выпущен "POS-Интеллект", и в чем его отличие от обычной системы видеонаблюдения?

Эксперт компании ITV Вячеслав БратищевВячеслав Братищев: Системы видеонаблюдения за кассовыми операциями призваны свести к минимуму потери торгового предприятия, связанные с действиями недобросовестного персонала.

Большие суммы денег ежедневно проходят через руки кассиров. К сожалению, многие из них пользуются своим служебным положением, совершая хищения либо самостоятельно, либо в сговоре с покупателем. Большинство способов обмана хорошо известны сотрудникам охраны, обеспечивающим безопасность торгового предприятия, и, конечно, самим кассирам.

Кроме того, современные темпы обслуживания клиентов требуют от кассиров повышенного внимания, поэтому здесь возможны элементарные ошибки. В условиях жесткой конкуренции руководство магазина должно организовать процесс торговли таким образом, чтобы свести количество подобных ошибок к минимуму.

"POS-Интеллект" позволяет контролировать процесс обмена товара на денежные средства, объединяя видеоизображение с данными кассового терминала. Система видеонаблюдения работает совместно с кассовым терминалом, в цифровом видеоархиве фиксируются все события и чеки.

В итоге оператор системы получает информацию о событиях, происходящих на кассовом узле, в виде титров, наложенных поверх видеоизображения. При этом происходит одновременная запись видеоархива и данных.


Сравнение чека с видеозаписью того, что происходило около кассы, принципиально меняет ситуацию с махинациями кассиров, сводит возможность их злоупотреблений к минимуму. Например, если кассир пробил нулевой чек, а его сообщник унес товар, то оператор системы получает сразу и информацию об этом, и соответствующие доказательства вины кассира, и портрет сообщника.

Поиск в видеоархиве ведется по множеству разных критериев. Предусмотрена также возможность составления абсолютно любых отчетов по работе каждой кассы. Статистика, собранная за день, позволит без труда выявить кассу, в работе которой есть что-то нестандартное, подозрительное.

Оператору системы предоставлены все возможности, имеющиеся у самой системы "Интеллект", на основе которой она сделана. Это простой дружественный интерфейс, удаленный доступ, разграничение прав пользователей, макрокоманды и даже внутренний язык программирования для реализации сложной реакции на событие, происходящее на кассе.

На сегодня "POS-Интеллект" является одним из самых мощных инструментов кассового контроля в режимах on-line и off-line.

В чем отличие вашего решения от аналогичных, представленных на рынке?

На рынке давно существует аппаратное решение, которое смешивает аналоговый сигнал телекамеры и данные от кассы и на выходе выдает видеосигнал с наложенным текстом. Главные его недостатки -- невозможность поиска по контекстной информации, постоянное отображение титров, отсутствие событийной модели для принятия решений.

Все эти возможности присутствуют в системе "POS-Интеллект".

Кроме того, сейчас в магазинах существующая инфрастуктура все чаще используется для передачи данных от касс по сети. В этом случае данные отсылает либо кассовая программа, либо кассовый сервер. И тогда для получения видеоизображения можно использовать либо сетевую телекамеру, либо сетевой видеосервер. Это значительно уменьшит проблемы с прокладкой кабеля: ведь зачастую она требует серьезной работы монтажников, а бывает и так, что магазин работает все 24 часа в сутки, и владелец не хочет закрывать его на время монтажных работ.

Поскольку в системе кассового видеонаблюдения большое значение имеет разрешение установленной телекамеры, то открываются перспективы для использования в ней мегапиксельных сетевых телекамер. Кроме того, заложенная в системе "POS-Интеллект" возможность записи видеоизображения синхронно со звуком позволяет получить достоверную картину всего, что происходит на кассе и возле нее.

В нашей системе также возможно наложение поверх изображения с одной телекамеры титров сразу от нескольких кассовых терминалов. Оператор системы по своему желанию может включить и выключить отображение данных только от тех касс, которые его интересуют в данный момент. Таким образом, наложение титров не будет мешать просмотру видеоизображения и анализу архива.

Кто является пользователем вашей системы?

Это сотрудники службы безопасности небольших магазинов, крупных супермаркетов, автозаправок и ресторанов. Кроме того, часто в крупных торговых предприятиях имеются аналитики, которые ищут пути для уменьшения потерь фирмы и сохранения ее доходов. Система "POS-Интеллект" незаменима в их работе.

Контроль кассиров традиционными способами (фиксирование операций "отмена" и "возврат товара", аннулирование сделки, заполнение специальных бланков в присутствии ответственного лица) или использование приемов психологического воздействия зачастую не дает желаемого результата. Cистема "POS-Интеллект" избавляет администрацию магазина, ресторана или автозаправки от необходимости применять эти сложные и малоэффективные методы.

Одна из особенностей системы "POS-Интеллект" -- это возможность построения единой системы видеонаблюдения для всего магазина, в том числе и для прилегающей территории. Например, внутри магазина может функционировать кассовый видеоконтроль, на входе будет установлен модуль распознавания лиц, а на парковке -- система распознавания автомобильных номеров. И все это будет контролироваться с рабочего места оператора. Польза от применения единой системы вместо нескольких разрозненных -- очевидна.

Все продукты нашей компании делятся на дорогие и бюджетные. Например, система "Видео 7" также имеет возможность работы с кассовым программным обеспечением. Ее применение целесообразно в магазинах с 1-2 кассами, когда не требуется развитых сетевых возможностей, предоставляемых системой "POS-Интеллект", или сложных отчетов.

На рынке торгового оборудования довольно большое количество компаний предлагает различные виды касс и кассового программного обеспечения. Ваш продукт может работать с любым из них?

Могу сказать, что для 90% из них это так. Уникальность нашего продукта заключается в том, что он, получая на вход просто текст чека, выделяет из него нужные составляющие и сохраняет их в базе данных. Фактически, неструктурированный чек приводится к структурированному виду.

Таким образом, если есть возможность подключиться к данному типу кассового терминала по сети или через последовательный интерфейс (RS-232), то это означает, что наша система будет работать с ним.

Система "POS-Интеллект" интегрирована практически со всеми кассами и кассовым программным обеспечением от лидеров российского рынка торгового оборудования. Кроме того, постоянно введется работа над тем, чтобы все больше видов касс и кассовых программ поддерживалось "POS-Интеллектом". Заложенный в систему принцип обработки информации позволяет адаптировать к ней любую кассу.

Приведу несколько примеров. Наша компания завершила первый этап интеграции системы "POS-Интеллект" и кассовой системы R-Keeper фирмы UCS. Эта фирма -- лидер в производстве программного обеспечения для автоматизации ресторанов, развлекательных комплексов, боулингов, клубов, кинотеатров и многих других заведений из сферы услуг. С помощью системы R-Keeper можно автоматизировать как небольшое кафе, так и огромный развлекательный комплекс. Это мощный инструмент для всеобъемлющего контроля заведения, складского учета и учета рабочего времени, который помогает владельцам и финансовому менеджменту управлять ресторанным бизнесом.

Интеграция двух систем реализована на уровне сетевой передачи данных. Это означает, что информация о чеке передается по внутренней кассовой сети, что существенно снижает затраты на монтаж кабеля и дополнительное оборудование. Основное преимущество интеграции: такая система позволяет передавать на видеосервер дополнительную служебную информацию, которая не отображается в чеке при печати. Эта информация позволяет отследить все подозрительные операции кассира над чеком, такие, как "Отмена", "Возврат", "Удаление", и полностью предотвратить попытки махинаций на кассе.

Произведена также интеграция системы "POS-Интеллект" через сетевой протокол с продукцией одного из лидеров рынка систем управления товародвижением в магазинах -- компании "СервисПлюс". Новая версия поставляемой ею программы "Супермаг-УКМ V.4.0", изначально созданной для очень крупных магазинов, полностью поддерживается нашей системой.

Этот программный продукт ориентирован на стыковку с различными торговыми и платежными системами с помощью уникальных механизмов подключения внешних модулей различного рода. При разработке системы "Супермаг-УКМ" использовался общий стандарт подключения кассового и специализированного торгового оборудования UnifiedPOS, который поддерживается всеми основными производителями и поставщиками оборудования и программного обеспечения подобного рода. Это позволило произвести интеграцию c нашей системой видеонаблюдения в кратчайшие сроки.

В полученном совместном решении фиксируются абсолютно все события с кассового узла. В качестве формата передачи данных используется протокол XML, что позволило максимально удобным для пользователя образом настроить функции титрования в нашей системе.

Как влияют решения, подобные системе "POS-Интеллект", на общую ситуацию на предприятии?

Они делают работу кассира более прозрачной, а значит, укрепляют доверие в коллективе торгового предприятия. Там, где установлена система "POS-Интеллект", честному кассиру, совершившему ошибку, не придется доказывать, что он не имел злого умысла. Выявление нечистых на руку кассиров снимает тень подозрения с его коллег. Ведь ворующих -- абсолютное меньшинство.

Что касается человека, склонного к тому, чтобы украсть, то знание того, что все его действия на рабочем месте будут зафиксированы, позволит ему удержаться от соблазна.

С помощью системы "POS-Интеллект" можно не только выявлять тех, кто злоупотребляет своим положением, но и тех, кто работает хорошо. Система поможет руководителю собрать данные, на основании которых он определит лучших кассиров, чтобы премировать их. "POS-Интеллект" зафиксирует и примеры того, как кто-то достойно повел себя в нестандартной, тяжелой ситуации.

Система "POS-Интеллект" -- это незаменимый помощник в управлении предприятием из сферы торговли и услуг. Я не сомневаюсь, что число тех, кто оценивает его по достоинству, будет и дальше расти.


Полезные материалы