experience the next
 
Главная  > Журнал «Experience the Next»  > Статьи из журнала

Есть ли будущее у спутниковых охранных систем?

24.04.2006

Анализ последних событий показывает, что общий ажиотаж, связанный с использованием спутниковых охранно-поисковых систем для обеспечения безопасности автомобилей, явно пошел на спад. Это еще не выразилось в оттоке клиентов от операторов, предоставляющих такого рода услуги, но заставляет более трезво взглянуть на реальное положение вещей.

Что же произошло?

Во-первых, угонщики повысили свою квалификацию и их больше не пугает наличие на дорогом автомобиле спутниковой охранной системы. В конечном итоге, это лишь еще одно техническое средство, которое надо нейтрализовать, и они научились это делать.

Во-вторых, страховые компании, убедившись, что наличие спутниковой охранной системы уже не останавливает угонщиков, пересматривают свои риски, перестают при страховании автомобиля от угона требовать непременной установки на него такой системы и давать скидки тем, у кого она уже есть. Таким образом, исчезает один из основных рычагов, обеспечивших развитие рынка на начальном этапе.

В-третьих, с ростом количества автомобилей, оборудованных спутниковыми охранными системами (а по Москве их уже более 30 тысяч), растет число их угонов в абсолютном значении. Это -- неизбежно, поскольку ни одна спутниковая охранная система не может дать стопроцентной гарантии. Информация о ненадежности спутниковых систем становится достоянием общественности и клиенты перестают смотреть на них как на панацею.
Возникает совершенно естественный вопрос -- в чем причина такого положения вещей? Технологическое несовершенство спутниковых охранных систем или специфика российского рынка, на котором решения, эффективные на Западе, не подтверждают свою эффективность в российских условиях? К сожалению, мы должны дать ответ -- технологическое несовершенство спутниковых охранных систем.

Спутниковые охранные системы в высшей степени уязвимы и имеют две особенности, которые невозможно устранить в рамках используемых технологий.

Первая -- это использование для передачи информации в диспетчерский центр обычных сетей сотовой связи GSM (передача информации SMS-сообщениями, по GPRS, через прямое соединение -- принципиальной разницы нет). Такой GSM-канал не только в принципе ненадежен (всем известно, что сотовая связь работает неустойчиво в момент пиковых нагрузок), но и легко может быть подавлен с помощью специальных средств, к тому же имеющихся в открытой продаже. Анализ последних угонов автомобилей, оборудованных спутниковыми охранными системами, показывает, что подавление GSM-канала -- это операция, которую угонщики освоили в высшей степени успешно. После того, как передача информации с угоняемого автомобиля в диспетчерский центр прекращается, спутниковый автомобильный комплекс становится обычной локальной охранной системой, то есть теряет свое основное преимущество. К чести операторов спутниковых охранных систем, они признают это слабое место своей техники и пытаются найти выход из данной ситуации.

Таких выходов, на самом деле, два:

  • Частичное решение -- усложнение логики работы охранного комплекса, повышение его "интеллекта", усложнение самого комплекса. В идеале развитие ситуации должно выглядеть следующим образом: преступники давят GSM-канал связи, охранный комплекс переходит в автономный режим и предпринимает действия, чтобы заблокировать автомобиль неподалеку от места угона, желательно -- в людном месте. Сразу после пропадания сигнала силы реагирования выезжают на место, откуда в последний раз был послан сигнал с информацией о местоположении, и осуществляют непосредственный поиск угнанного автомобиля. На практике это, к сожалению, работает не всегда.

  • Комплексное решение -- обеспечение устойчивой связи с диспетчерским центром за счет дублирования каналов связи и использования для передачи принципиально разных технологий. Это, конечно, не остановит угонщиков, но позволит увеличить время передачи информации с угоняемого автомобиля и, при достаточной оперативности сил реагирования, позволит предпринять необходимые действия для разрешения ситуации.

Другая технологическая уязвимость, которая присуща всем спутниковым охранным системам -- это, как ни парадоксально звучит, именно использование спутников. Для того, чтобы GPS-приемник, входящий в комплект охранной системы, смог определить координаты автомобиля, он должен "видеть" не менее четырех спутников. Однако, их сигнал имеет настолько невысокую мощность, что достаточно часто пропадает в черте городской застройки и без посторонней помощи. Генератор помех на частоте работы спутников, обеспечивающих позиционирование GPS, может собрать любой школьник. Эта частота не является секретом и опубликована в Интернете. Кроме того, есть и промышленные образцы приборов, позволяющие давить GPS-сигнал "на профессиональном уровне".

Таким образом, даже решив первую проблему и обеспечив реально защищенный и многократно дублированный канал связи между автомобилем и диспетчерским центром, мы не решаем основной проблемы, поскольку угонщики, подавив канал GPS, все равно выведут спутниковую охранную систему из строя.

Выход из этой ситуации, очевидно, также заключается в расширении функциональности узла системы, отвечающего за позиционирование. К сожалению, на текущий момент выбор средств позиционирования невелик: это системы, основанные на использовании спутниковых группировок NavStar (GPS) и ГЛОНАСС, и LBS (Location Based Service) -- сервис локального позиционирования операторов сети GSM. Точность позиционирования при использовании LBS в настоящее время оставляет желать лучшего (от нескольких сотен метров в центре Москвы до полутора километров на МКАД), но у них есть потенциал для развития и, как показывает опыт, например, Японии, у систем LBS -- большое будущее. Очевидно, наука не стоит на месте и вполне возможно, что в ближайшем будущем мы получим новые средства позиционирования, использующие качественно новые технологии.

Однако, если мы уходим от классической структуры системы "GPS-позиционирование/GSM-передача данных", то возникает вопрос: будет ли это новообразование, включающее в себя самые различные подсистемы позиционирования и передачи данных, спутниковой охранной системой? Очевидно, нет. Это будет многофункциональный комплекс, который может включать в себя , в числе прочих, GSM- и спутниковую компоненты, а может и не включать. Уже сейчас существуют охранные автомобильные системы, использующие альтернативные технологии, и их количество в обозримом будущем будет только увеличиваться.

Резюме

Отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, мы должны признать: "У охранных спутниковых систем в том виде, в каком они существуют сейчас, без их качественного развития, без расширения спектра используемых технологий, без применения новых методов позиционирования и передачи данных, будущего в России нет. Как только количество угонов автомобилей, оборудованных такими системами, превысит некий социально-приемлемый уровень, наступит неизбежный закат эры классических GPS/GSM-охранных систем".

Михаил Калинин
Аналитик рынка охранных систем
Группа компаний "ARKAN"


Полезные материалы