experience the next
 
Главная  > Журнал «Experience the Next»  > Статьи из журнала

Мониторинг дорожного движения с использованием инфраструктуры "Безопасного города"

24.10.2006

В прошлом номере нашего журнала мы рассказали о системах управления городским дорожным движением ¹ . Было показано, что управление дорожным движением невозможно без организации мониторинга дорожнотранспортной обстановки - для автоматизированного управления транспортными потоками требуется измерение таких характеристик, как количество проехавших автомобилей, средняя скорость потоков, загруженность дороги и т.д. Мониторинг дорожного движения, в свою очередь, требует развертывания сети особых приборов - детекторов транспорта.

Существует большое многообразие путей и способов измерять характеристики транспортных потоков - созданы детекторы на основе индукционных, лазерных, радарный, видео, навигационных и еще более экзотических технологий. Каждый класс детекторов имеет свои достоинства и недостатки. Учитывая это, можно полагать, что перспективные системы мониторинга будут объединять различные подсистемы например, микроволновые детекторы, телекамеры и навигационные устройства, установленные на общественном транспорте.

Однако, пожалуй, главный "недостаток" заключается в том, что система транспортного мониторинга - удовольствие не из дешевых. Помимо непосредственных затрат на оборудование, требуется позаботиться об электропитании, установке, организации сбора данных - все это требует существенных капиталовложений.

Возникает вопрос: возможно ли сократить капиталовложения в инфраструктуру системы транспортного мониторинга?

Экономия на количестве точек сбора данных является экономией понарошку - сокращение затрат обеспечивается в этом случае за счет снижения достоверности сведений получается этакая "средняя температура по больнице". Можно привести аналогии с сотовой связью - сотовая сеть начинает выполнять свои функции при достижении определенного количества установленных базовых станций на единицу площади, и никак не раньше.

Мы полагаем, что разумным способом снижения затрат на автоматизированную систему управления городским дорожным движением является использование готовой инфраструктуры "Безопасного города" для различных задач мониторинга транспорта.

Известно, что одним из функциональных назначений "Безопасного города" является видеонаблюдение. Тысячи телекамер в ЦАО г. Москвы объединены в единую сеть. Помимо прочего в эту сеть входят и сотни купольных скоростных телекамер с высоким разрешением и мощной оптикой.

Эти телекамеры установлены таким образом, что позволяют наблюдать обстановку на дорогах города - от общего плана до детализации изображения, позволяя распознавать номерные знаки автомобиля.

Высокие технические характеристики используемых телекамер, а также их удачное расположение (высота подвеса большинства камер такова, что исключает перекрытие автомобилей на получаемом изображении) позволяют использовать инфраструктуру "Безопасного города" для мониторинга системы городского транспорта. Использование алгоритмов анализа изображений делает возможным автоматизацию следующих задач:

  • определение заторов, пробок и ДТП. Организация автоматического определения указанных событийМОНИТОРИНГ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФРАСТРУКТУРЫ "БЕЗОПАСНОГО ГОРОДА" позволит ускорить время реагирования соответствующих служб и предоставления медицинской помощи пострадавшим в случае ДТП
  • определение фактов грубого нарушения правил дорожного движения (превышение скоростного режима, проезд на красный сигнал светофора, выезд на встречную полосу, разворот в запрещенном месте, обгон на перекрестке и т.д.) с последующим автоматическим наведением телекамеры на автомобиль и распознаванием его регистрационного номера. Результатом работы будет сохранение видеоролика, фиксирующего нарушение Правил дорожного движения и распознанный государственный регистрационный знак автомобиля-нарушителя;
  • определение событий, способствующих резкому ухудшению дорожно-транспортной обстановки. Определение припарковавшихся автомобилей или появление на дороге препятствий (например, выпавший груз), создающих помехи другим участникам движения. На основании полученной информации может быть принято решения о направлении к месту события эвакуаторов или дорожных служб;
  • определение характеристик транспортного потока. Информация о транспортных потоках может быть использована при организации адаптивного управления дорожным движением с помощью АСУД. Влияние транспорта наМОНИТОРИНГ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФРАСТРУКТУРЫ "БЕЗОПАСНОГО ГОРОДА" жизнь в крупном мегаполисе становится настолько велико, что все больше организаций и частных лиц готовы платить за информацию о пробках на дорогах.

Учитывая этот факт, компания ITV проводит комплекс мероприятий, который позволит обрабатывать информацию с телекамер "Безопасного города" и доставлять ее различным потребителям на мобильные терминалы (например, сотовые телефоны).

Для определения загруженности дороги в зоне наблюдения телекамеры используются алгоритмы анализа изображений, которые определяют статистические характеристики транспортных потоков (скорость потока, загруженность дороги, наличие пробок). Данные от разных телекамер обобщаются в про-цессинговом центре и поступают потребителям на мобильные терминалы. На мониторе такого устройства отображается карта города, где контролируемые магистрали выделены разным цветом (в зависимости от степени занятости). Поскольку поговорка "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" не теряет своей актуальности, пользователю предоставляется возможность не только получить данные о средней загрузке на интересующем его участке, но и увидеть изображение этого участка для собственной визуальной оценки дорожной обстановки.

Разумеется, информация о дорожной ситуации сама по себе не способна решить проблему пробок. Но эта информация позволит водителям оптимально планировать свои поездки по городу (в некоторых случаях - увы! - просто отказаться от таких поездок), а соответствующим службам - использовать эту информацию в системах автоматизированного управления дорожным движением.

Максим Груздев

1. См.журнал Hi-Tech Security № 2(3), "Видеонаблюдение в системах управления городским дорожным движением".


Полезные материалы