experience the next
 
Главная  > Журнал «Experience the Next»  > Статьи из журнала

"Безопасный город" - средство управления мегаполисом

24.10.2006

"Безопасный город" - средство управления мегаполисом"Безопасный город" - средство управления мегаполисомИнфраструктура современного мегаполиса настолько сложна и разнородна, настолько хрупка и неустойчива, что вопросы безопасности человека в городской среде обитания сейчас очень актуальны. Пожар, взрыв, авария, кража имущества, разбой, насилие - вот неполный список тех опасностей, с которыми городской житель, будь он на улице или в помещении, рискует столкнуться в любой момент. Такую глобальную проблему, возможно, решать внедрением столь же глобальной системы безопасности, которая «покрывала» бы все уровни инфраструктуры города. А так как любой город - это система, которая динамично развивается и соответственно усложняется, то и к обеспечению безопасности предъявляются особые требования…

ЧТО ТАКОЕ «БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД»?

На сегодняшний день вопрос обеспечения безопасности города выходит далеко за рамки задач наблюдения за различными объектами. Современные цифровые системы способны не только обрабатывать видеопоток и передавать его по компьютерным сетям, но и осуществлять интеллектуальную обработку изображения, распознавать преступников по базам данных, координировать работу охранного оборудования и поворотных устройств, мгновенно реагировать на тревожные события и автоматически выполнять соответствующие действия: тушение пожара, включение вентиляции, блокировка выходов, оповещение городских служб и т.д.

Говоря об особых требованиях, которые предъявляются к системам, призванным обеспечивать безопасность города, в первую очередь необходимо помнить о поиске универсального решения, обладающего рядом признаков. Во-первых, такое решение имеет высокие интеграционные характеристики и обладает хорошей совместимостью специализированного оборудования. Во-вторых, оно дает возможность централизованного и удаленного контроля и управления, что облегчает и унифицирует построение такой системы. В-третьих, способно масштабироваться, что называется «и вглубь и вширь». В-четвертых, может объединить в одну систему, на первый взгляд, не имеющие ничего общего между собой объекты, события, задачи, например, контроль лифтового оборудования и видеонаблюдение. Основные требования к глобальной системе безопасности можно сформулировать так: надежность, устойчивость и бесперебойность работы в круглосуточном режиме.

Естественно, что в одном продукте очень трудно учесть все потребности даже небольшого города и дать полный набор технических и технологических решений, а что уж говорить о больших городах. Рассматривая безопасность мегаполиса, речь можно вести только о комплексных или гибридных системах. Ярким примером такого решения является проект "Безопасный город".

"Безопасный город" - это комплексная автоматизированная система для удовлетворения основных потребностей города, в основе которой лежит комплекс программно-аппаратных средств и организационных мер для обеспечения видеоохраны и технической безопасности, а также управления объектами жилищно-коммунального хозяйства и другими распределенными объектами в масштабах города. Данная система - многофункциональное, многоцелевое наращиваемое решение, построенное на принципах интегрированности, модульности и распределенной архитектуры, с использованием технологий интеллектуального анализа данных.

Таким образом, объединяя весь город в единое цифровое пространство контроля и мониторинга, система становится эффективной и жизнеспособной в условиях современного мегаполиса.

В комплекс заложены широкие возможности масштабирования и модернизации. В рамках проекта «Безопасный город» могут быть реализованы задачи обеспечения охраны и безопасности объектов городской инфраструктуры различного назначения: улиц, дорог, стратегических объектов, жилых домов, торговых центров, стадионов, метрополитена и т.д.

Реализация проекта «Безопасный город» дает практическую возможность создания глобальной централизованной сети мониторинга, которая объединяет:

  • оборудованные пункты экстренной связи с правоохранительными органами;
  • контроль коммунальных служб и жилищно-коммунального хозяйства;
  • внедрение системы контроля доступа на чердаки и в подвалы.

Система «Безопасный город» дает возможность:

  • вести оперативный контроль над ситуацией на объектах города;
  • осуществлять своевременную и достоверную информационную поддержку служб охраны и правопорядка всех уровней;
  • предоставлять визуальную информацию, получаемую с мест установки телекамер наблюдения, расположенных на любом расстоянии от пункта видеомониторинга;
  • информировать о возникновении чрезвычайных ситуаций соответствующих служб и организаций;
  • архивировать видео- и аудиоинформацию;
  • обеспечивать возможность восстановления хода событий на основе записанных видеоматериалов;
  • передавать информацию, получаемую от охранных телекамер, как по запросу, так и в автоматическом режиме;
  • интегрироваться с другими автоматизированными системами, при наличии такой возможности у этих систем.

ПРАКТИКА

В марте 2002 года в Тверском районе Москвы компания «Планир-Б» начала монтаж охранной системы состоящей из 1012 телекамер, объединенных в единую компьютерную сеть. Прежде всего были защищены входы в подъезды всех муниципальных домов и установлено видеонаблюдение за прилегающей к ним территорией. Информацию стали передавать всем заинтересованным районным и городским службам: ОВД, ОВО, МЧС и другим.

К 29 августа 2002 года был установлен видеоконтроль над центральными столичными площадями (Тверской, Триумфальной, Тверской заставой, Пушкинской и Манежной), а также над Тверской улицей и прилегающей к ней территорией (тоннели, подземные переходы и т.д.).

Со временем на этой базе формируется централизованная система безопасности, которая на сегодняшний день охватывает 9 из 11 районов Центрального административного округа, насчитывает более 6500 телекамер и более 200 устройств экстренной связи. Организованы центральные пункты наблюдения.

В свою очередь, в Северной столице в 2006 году ассоциацией «Безопасный город» сдан в опытную эксплуатацию пилотный проект комплексной системы диспетчеризации, учета ресурсов и безопасности жилого дома Дальнейшее расширение данного проекта призвано обеспечивать комплексный контроль практически за всеми показателями жизнедеятельности в жилом секторе Питера, включая лифтовое хозяйство, учет ресурсов, сигнализацию, контроль доступа, видеомониторинг.

Параллельно в Санкт-Петербурге усилиями уже известной нам компании «Планир-Б», системами пожарной безопасности и видеонаблюдения оснащено несколько значимых объектов Центрального района города. В частности, в семи школах установлены системы пожарной безопасности, а в 16 подъездах жилых домов, двух школах и детских садах - видеонаблюдение. Невский проспект оборудован поворотными скоростными телекамерами.

В городе Шлиссельбурге, Ленинградской области, в единой сети контроля находятся несколько школ, Дом культуры, рынок и мэрия. В 2005 году в Красноярске системой видеонаблюдения оснастили: Академгородок, транспортную развязку, центральные площади города, некоторые перекрестки и исторический мемориал. Активную поддержку развитию городской системы безопасности оказывает администрация Красноярска и муниципальные учреждения по охране общественного порядка.

В Новосибирске развернута система видеонаблюдения на главных площадях города, устанавливается система распознавания лиц в метро.

Подобная стратегия применена и в городе Донецке. Там только в 2006 году видеонаблюдение установлено на центральных площадях и в административных зданиях, идет монтаж телекамер на перекрестках главных дорог.

Целый район в подмосковном городе Электросталь охвачен системой видеонаблюдения.

Все вышеперечисленные факты -свидетельства реализации одного и того же проекта, который получил название «Безопасный город». В каждом из упомянутых мест этот проект имеет свою специфику и свои особенности, свою направленность, которая полностью согласована с пожеланиями местных властей и отвечает их требованиям. Именно городские администрации, как правило, выступают заказчиками «Безопасного города».

Что же привлекает их в этом проекте? Какие насущные проблемы жизнедеятельности городской инфраструктуры по силам решить «Безопасному городу»? Благодаря каким свойствам проекта такие разные города находят его полезным и необходимым для себя? Действительно ли «Безопасный город» является универсальным решением, позволяющим учитывать все характеристики среды: масштаб, инфраструктуру, бюджет, задачи - и при этом эффективно работать?!


"Безопасный город" - средство управления мегаполисом"Безопасный город" - средство управления мегаполисом

ПОДСИСТЕМЫ "БЕЗОПАСНОГО ГОРОДА"

Система «Безопасный город» в настоящем ее виде, можно сказать, выросла на базе видеонаблюдения. Эта подсистема и по сей день остается наиболее «видимой», эффектной и характерной частью проекта. Практически каждая вторая реализация «Безопасного города» начиналась с этой подсистемы. Видеонаблюдение используется чаще всего в местах массового скопления людей: площади, вокзалы, оживленные перекрестки, места отдыха и развлечений горожан. Такая ситуация объяснима сложной криминогенной обстановкой, которая существует в наших городах, а система видеонаблюдения может оказать неоценимую помощь в процессе предупреждения и раскрытия правонарушений.

Однако было бы ошибкой считать, что единственной задачей проекта является борьба с преступностью. Город - очень сложный многоуровневый механизм. Это взаимосвязанная система, для обеспечения безопасности которой необходимо поставить под контроль все ее составляющие. Поэтому со временем система «Безопасный город» дополнилась разнообразными функциональными модулями. Сейчас, кроме уже упомянутого видеонаблюдения, в проект входят следующие подсистемы:

  •  охранно-пожарная сигнализация - обеспечивает противопожарную безопасность зданий и помещений, как жилых, так и технических;
  •  инженерная (аварийная) сигнализация -включает в себя датчики на затопление и загазованность помещений. В зависимости от объекта и характера среды могут дополняться другими видами аварийных датчиков, например, радоновыми;
  • мониторинг доступа в технические помещения - система контроля доступа, например, на чердаки и в подвалы, которая предоставляет права доступа только обслуживающему объект техническому персоналу и учитывает время прихода и ухода;
  • диспетчеризация лифтового хозяйства -основана на работе специализированных приборов, которые подключаются к лифтовым шкафам и собирают все доступные параметры лифтов;
  • включение и выключение инженерного оборудования и освещения - регулирует работу инженерных систем в зданиях и помещениях. Например, включение и выключение помп, дымоудаления, вентиляции;
  • общедомовая и индивидуальная интегрированная система учета потребляемых ресурсов. Общедомовая система, помимо сведения баланса, позволяет контролировать качество поставляемого ресурса: горячей и холодной воды, тепла, электроэнергии - путем наблюдения за параметрами подаваемого ресурса. Так, существуют определенные нормы температуры и давления для горячей воды и тепла, напряжения и частоты для электроэнергии, которые должны соблюдаться, и это соответственно контролируется системой. Однако индивидуальная система - только учитывает поставляемый ресурс. В целом подсчет ресурсов позволяет городским властям контролировать эффективность работы как эксплуатирующей дом организации, так и поставщиков ресурсов. В свою очередь, эксплуатирующей организации эта система дает возможность наблюдать и своевременно восстанавливать жилищный фонд, а значит, предоставлять более качественные услуги;
  • диспетчерская и экстренная (голосовая) связь - основана на работе специальных приборов, проводных или беспроводных. Экстренная связь располагается на улицах города, во дворах, около метро, на остановках общественного транспорта и в других местах массового движения горожан Диспетчерская - устанавливается в соответствии со строительными нормами РФ. Предоставляют возможность экстренной связи для вызова необходимой помощи, например, сотрудников МЧС или скорой помощи, милиции или аварийной службы. Диспетчерская связь осуществляется через call-центр, в задачи которого входит прием экстренных вызовов, а также их переадресация в соответствующие службы;
  •  геоинформационная система, представляющая собой интерфейс взаимодействия для внешних пользователей (городских властей, обслуживающих и эксплуатирующих организаций). Поскольку эти пользователи в своей деятельности отталкиваются от определенных адресных параметров, за основу построения интерфейса взят картографический принцип.

Такая топографическая система предоставляет удобный интерфейс масштабируемости выбранного объекта (от целого города до одного дома).


МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Виктор МУРАВЬЕВ, вице-президент компании «Планир-Б», реализующей проект «Безопасный город» в Центральном административном округе г. Москвы, так охарактеризовал возможности программно-аппаратного комплекса «Интеллект»:

«С экономической и технической точки зрения данный продукт является оптимальным, поскольку обладает всеми функциями аналогичных представленных на рынке систем, но его отличают распределенная архитектура и расширенные сетевые возможностями: удаленный контроль и администрирование, управление поворотными устройствами, многоклиентский доступ. Кроме того, возможность модификации или добавления модулей в уже работающую систему, без прерывания ее функционирования, также очень важны при решении стратегических задач по обеспечению безопасности в масштабах города в целом.

Компания «Планир-Б» считает программно-аппаратный комплекс «Интеллект» наиболее действенным инструментом для решения сложнейших технических задач, связанных с использованием телекамер, датчиков и устройств контроля доступа. Это могут быть как простейшие системы, так и многоуровневые программно-аппаратные комплексы».

Заместитель начальника ГУВД Новосибирской области, полковник милиции, А.К. КОГАН отметил в свою очередь:

«Решением Научно-технического совета ГУВД Новосибирской области к внедрению в городе Новосибирске и области рекомендована система «Интеллект». Развернутая на центральной площади, она продемонстрировала заявленные технические характеристики и оказала существенную помощь органам правопорядка в деятельности по недопущению посягательств на жизнь, здоровье и имущество граждан нашего города».



МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

По опыту эксплуатации «Безопасного города» в Центральном административном округе Москвы наиболее целесообразным оказалось создание оперативно-технических центров на уровне административных районов. «Мы проработали разные варианты, - говорит технический директор торгового дома «Безопасный город» Ян ЯФАЕВ. - Оптимальным оказалось создание ОТЦ на уровне административных районов города, не зависимо от масштабов города. Во-первых, это упрощает финансовую часть взаимодействия с городскими властями. Во-вторых, облегчает взаимодействие с техническими службами на данной территории. В-третьих, значительно сокращает время на согласование и принятие решений, оптимизирует управление. Представьте себе ситуацию, когда один ОТЦ объединяет части двух или даже трех районов. Это значит, что по всем пунктам взаимодействия с районными властями вместо одного действия необходимо совершать два или три, а иногда и выбирать, где и что произвести. Это никак не способствует эффективности работы, более того, вносит неразбериху и путаницу во многих ситуациях. В конце концов, структура системы и схема взаимодействия должны быть ясными и четкими. Это во многом обеспечивает эффективность реакций соответствующих служб на работу комплекса.


ФУНДАМЕНТ СИСТЕМЫ

"Безопасный город" - средство управления мегаполисом"Безопасный город" относится к гибридным проектам, поскольку его функциональные возможности объединяют в единый комплекс системы, оборудование и приборы различных производителей. Интегрированная архитектура позволяет осуществлять одновременное управление всеми городскими подсистемами с реализацией любых функций независимо от типа установленного оборудования, его производителя, места размещения, технических характеристик.

Другими словами, система «Безопасный город» имеет фундамент и надстройку. Фундамент - программно-аппаратный комплекс - обеспечивает совместимость и взаимодействие всех элементов надстройки - подсистем проекта. Он является своего рода и транспортом, и администратором, регулирующим, передающим и объединяющим данные от всех модулей в единую систему.

Основой для интеграции и взаимодействия всех подсистем выступает программно-аппаратный комплекс «Интеллект». Он включает в себя средства оцифровки, обработки и передачи видео-, аудио- и иной информации средства координации имеющихся подсистем, программный инструментарий мониторинга и администрирования, средства для взаимодействия в распределенной среде. Эта технологическая платформа для управления и взаимодействия различных подсистем разработана компанией ITV.

Главной особенностью данной платформы является распределенная архитектура, благодаря которой в рамках "Безопасного города" становится возможным:"Безопасный город" - средство управления мегаполисом

  • установка любого количества рабочих мест, локальных и удаленных;
  • управление с одного рабочего места средствами охраны нескольких объектов построение целостной системы с централизованным контролем;
  • перенесение видеоархивов любых видеосерверов в реальном времени на выделенные серверы-архиваторы для долговременного хранения;
  • доступ оператора как к архиву видеосервера, так и к архивам выделенных серверов-архиваторов;
  • распределение видеопотоков в системе по принципу мультикастинга, то есть каждый следующий клиент, получая видеопоток от конкретного сервера, не увеличивает нагрузку на канал связи.

Использование в качестве фундамента и транспорта комплекса "Интеллект" позволяет создать по-настоящему эффективную и жизнеспособную систему, которая предоставляет для городской инфраструктуры следующие преимущества:"Безопасный город" - средство управления мегаполисом

  • независимость от расположения оборудования: все модули и объекты взаимодействуют в рамках единого сетевого пространства независимо от физического расположения;
  • оперативная передача тревожных сигналов или видеофрагментов на любое расстояние, даже при низкой пропускной способности канала связи;
  • удаленное администрирование системы управление оборудованием и мониторинг;
  • устойчивость работы при большом количестве одновременно подключенных пользователей.

Программно-аппаратный комплекс «Безопасный город», основанный на системе «Интеллект», дает возможность не только «видеть», но и «действовать». Интеллектуальная среда поддерживает любую логику функционирования подсистем, направленную на решение задач безопасности города. При определенных событиях оборудование будет реагировать по заранее заданному алгоритму - воспроизводить сигналы тревоги, отправлять экстренные сообщения или видеофрагменты в соответствующие службы, автоматически включать системы пожаротушения и т.д. Совместимость подсистем комплекса «Интеллект» позволяет при необходимости и в короткие сроки интегрировать в «Безопасный город» и другие системы, например систему мониторинга подвижных предметов.


МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА 

Михаил ГУБАНОВ, генеральный директор компании «ДомАск», входящей в ассоциацию «Безопасный город», определил главную задачу проекта так: «Комплексная система мониторинга и безопасности внедряется для того, чтобы сэкономить городские деньги, затрачиваемые на ликвидацию аварий, краж, вандализма, и сберечь деньги жильцов, которые зачастую вынуждены оплачивать не оказываемые услуги».



"Безопасный город" - средство управления мегаполисомСТРУКТУРА СИСТЕМЫ

В начале статьи уже упоминалось, что одной из подсистем «Безопасного города» является геоинформационная система. Это удобный интерфейс взаимодействия, представляющий собой карту местности с учетом всех топографических особенностей района и адресной привязки объектов. Такой подход обусловлен в первую очередь структурой города: любой населенный пункт, будь то деревня или мегаполис, строится и развивается по древовидному принципу. Естественно, что проект «Безопасный город» встраивается уже в существующую инфраструктуру города и отражает все особенности его административного деления.

Таким образом, «Безопасный город» также строится по древовидной схеме. Вся информация от телекамер, приборов учета ресурсов, датчиков сигнализации и контроля доступа с одного или нескольких домов сводится в единый опорный узел. Количество домов, которое будет охватывать такой узел, зависит от характеристик каждого объекта или от технического решения инсталлятора. С точки зрения топологии существуют два варианта: выбор определяется масштабом зоны покрытия. Первый вариант - в каждом доме формируется опорный узел, куда поступают все данные и откуда они передаются дальше - в оперативно-технический центр (ОТЦ). Второй вариант - опорных узлов нет, а все данные и параметры с домов сразу поступают в ОТЦ. Также существует и промежуточный вариант, более гибкий, который, кстати, реализован в Москве. Здесь каждый опорный узел объединяет группу домов. Его место в структуре «Безопасного города» выбирается таким образом, чтобы было удобно получать данные. Естественно, что количество опорных узлов напрямую зависит от масштаба города, в котором реализуется проект. Ничего не мешает инсталлятору реализовать и смешанную топологию «Безопасного города», используя совместно разные варианты построения.

В опорном узле размещается сервер предназначенный для оцифровки видео, преобразования аналогового сигнала и его передачи, кратковременного хранения данных, приема информации учета ресурсов и трансляции всех этих данных в ОТЦ.

Оперативно-технический центр предназначен для сбора всей информации и долгосрочного ее хранения. Иногда ОТЦ целесообразно разделить на два отдельных центра - оперативный и технический. Это может зависеть от пожелания заказчика, решения инсталлятора или особенностей города.

В оперативном центре размещается персонал, который контролирует данные видеонаблюдения, принимает сигналы экстренной связи, инженерной и охранно-пожарной сигнализации, а также ведет контроль параметров учета ресурсов в случае превышения установленных норм расхода. Так, повышенный расход воды может свидетельствовать о прорыве трубы, а падение температуры в помещениях ниже нормы в зимний сезон - о нарушении теплоизоляции.

В техническом центре размещается дежурный административно-технический персонал Здесь организованы административные рабочие места и специальные рабочие места контроля работоспособности системы. Соответственно, в техническом центре собрано все серверное и телекоммуникационное оборудование системы.

Принципиальными требованиями к глобальной системе безопасности являются надежность, устойчивость и бесперебойность работы системы в круглосуточном режиме Для соответствия этим требованиям как в аппаратной, так и в программной части всех подсистем комплекса реализованы специальные решения:

  • контроль работоспособности системы;
  • предотвращение возможных ошибок или сбоев;
  • корректное восстановление работоспособности всех подсистем в случае сбоя.

В рамках проекта «Безопасный город» очень четко регламентирован механизм реагирования на опасную ситуацию. Информация с телекамер передается на мониторы расположенные в ОТЦ, кроме того, могут быть оборудованы удаленные рабочие места для подразделений ГУВД, МВД, МЧС и т.д. Если видимая картинка выглядит подозрительно, оператор мгновенно подает сигнал дежурному, который высылает по данному адресу группу вневедомственной охраны. По данным работы системы в Центральном административном округе Москвы, благодаря высокой степени оперативности действий (группа приезжает на место в течение 3-5 минут), удалось предотвратить большое количество правонарушений, а многие преступления раскрыть по горячим следам. При необходимости в число пользователей могут быть включены службы «Скорой помощи», аварийно-спасательные и другие службы оперативного реагирования.


ПРАКТИКА

На сегодняшний день наиболее разветвленной структурой «Безопасный город» обладает Москва. Однако степень комплексной автоматизации жилых домов, включающей не только видеонаблюдение и учет ресурсов, но и диспетчеризацию лифтового хозяйства, и аварийную сигнализацию, в рамках московского проекта невелика.

Иная ситуация сложилась в Санкт-Петербурге. В Северной столице более скромные масштабы -здесь «Безопасный город» пока только пилотный проект, который реализует одноименная ассоциация. Однако его реализация идет более комплексно: задействованы все подсистемы, осуществляется комплексный мониторинг типового жилого здания. В опытную эксплуатацию этот «пилот» сдан совсем недавно, в начале июня 2006 г., и называется он «Комплексная система диспетчеризации, учета ресурсов и безопасности жилого дома». В рамках проекта объединены системы теплоучета, видеонаблюдения, голосовой связи, подсистемы, контролирующие освещение подъезда, расход воды, придомовую территорию, диспетчеризацию лифтов, датчики затопления и вскрытия подвалов и чердаков, охранную и пожарную сигнализации.

Проект привлек к себе пристальное внимание государственных структур, поскольку основная его цель - минимизировать расходы по управлению жилищным фондом и обеспечить безопасность жителей Санкт-Петербурга.


ВСЕ ВКЛЮЧЕНО

Говоря о централизованной системе безопасности, мы вели речь о видеонаблюдении на улицах и площадях, а также о контроле в жилищно-коммунальном хозяйстве. Но этим не исчерпывается ни инфраструктура города, ни возможности и функции комплекса «Безопасный город». Ниже перечислены все типовые объекты, где используются или могут использоваться подсистемы проекта.

Жилой сектор. Устанавливаются антивандальные телекамеры на подъездах. В зоне их охвата: входная дверь, пространство перед подъездом, участок прилегающей улицы, стоянка автомашин во дворе. Вся информация с телекамер поступает в районные оперативно-технические центры, где хранится и обрабатывается. В каждом центре должна существовать оперативная аудиосвязь с правоохранительными органами. Система видеонаблюдения интегрируется с системой контроля доступа на чердаки и в подвалы. У сотрудников коммунального хозяйства имеются специальные магнитные ключи или карты, при помощи которых они могут попасть в эти помещения, всем остальным вход туда запрещен. Если кто-то попытается открыть дверь без ключа, система подаст сигнал тревоги. Внутри помещений чердачно-подвального типа устанавливаются специальные датчики, которые известят дежурного о затоплении, пожаре или задымлении.

Коммунальный сектор и системы жизнеобеспечения жителей. В комплекс «Безопасный город» интегрированы различные виды оборудования, приборов и датчиков, контролирующие и регулирующие подачу и распределение ресурсов. Таким образом, существует возможность производить:

  • учет расхода потребления воды и/или газа;
  • учет расхода потреблениям электроэнергии и тепла;
  • предотвращение протечек водопровода и утечки газа;
  • предотвращение перегрузок и коротких замыканий в электрической сети;
  • контроль работы аварийных систем.

Система позволит, и контролировать расход электроэнергии, и экономить ресурсы. Например, при утечке газа происходит обесточивание электролиний, система автоматически блокирует подачу газа на аварийный участок и отсылает аварийный сигнал в соответствующую службу и на пульт, диспетчеру системы, указывая место аварии.

Школы и детские сады. Профессиональными системами безопасности оборудуются учреждения среднего и дошкольного образования. Специальные устройства реагируют на тревожные события (пожар, несанкционированное проникновение) и автоматически передают сигнал в оперативный центр. Для оповещения об экстренных ситуациях устанавливается «тревожная кнопка», с помощью которой можно быстро вызвать патрульную группу.

Места массового скопления людей. В местах массового скопления людей устанавливаются пункты экстренной связи. Каждый пункт оснащается устройством связи и телекамерой, с помощью которых любой горожанин может оперативно связаться с сотрудниками милиции. На центральных площадях осуществляет видеоконтроль посредством высокоскоростных поворотных телекамер.

Кроме того, в качестве дополнения в систему «Безопасный город» могут быть подключены следующие подсистемы.

Аэропорты и вокзалы. В аэропортах и на вокзалах в систему видеонаблюдения интег¬рируются модули распознавания лиц, ис¬пользование которых помогает выявлению разыскиваемых граждан. Как только систе¬ма «распознает» преступника, информация об этом поступает в диспетчерский пункт и одновременно происходит оповещение правоохранительных органов. Кроме того, осуществляется идентификация лиц на пограничных постах (по базам данных террористов, лиц в розыске и т.д.).

Электропоезда и вагоны метро. Внутрисалонное наблюдение за порядком в вагонах пригородных электричек и поездов метрополитена. Изображение с телекамер выводится на дисплей в диспетчерскую дежурного по станции и позволяет отслеживать в режиме реального времени платформы, центральный вестибюль, эскалаторы, входы на станцию и кассы. Видеоизображение передается также на экран в кабину машиниста. Одновременно ведется запись, формируется база данных по номерам состава и фамилии машиниста. Машинист может оперативно передать дежурным транспортной милиции информацию о нарушениях. В настоящее время все станции и вагоны электричек и метро оснащаются средствами тушения пожаров, включая системы автоматического зондирования туманной дымки, системы вентиляции и пр.

Автотранспорт и автомагистрали. Установка поворотных телекамер на перекрестках позволяет контролировать ситуацию на дороге, помогая разрешать спорные вопросы при возникновении ДТП. В тоннеле при образовании автомобильной пробки, получив информацию от специальных датчиков-газоанализаторов, автоматически включается вентиляционная система тоннеля. Централизованная система видеонаблюдения на автостоянках и в местах скопления автомобилей, например в деловых районах, снижает вероятность угона. Модуль распознавания автомобильных номеров используется на пунктах контроля автотранспорта. Телекамера, установленная над дорогой, фиксирует номера проезжающих машин, проверяя их по базе данных угнанных автомобилей.

Телевизионные башни. На таких объектах в последнее время особую «популярность» получили такие подсистемы, как фотоидентификация посетителей и биометрический контроль доступа. Применительно к подобным сооружениям заслуживает внимания активная инфракрасная лучевая система для охраны периметра. На телевизионной башне могут быть также установлены поворотные телекамеры с трансфокаторами При срабатывании охранной сигнализации телекамера разворачивается в соответствующую зону по определенному алгоритму.

КАЖДОМУ ГОРОДУ - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД!

«Безопасный город» - система, постоянно развивающаяся и масштабируемая. Особенностью процесса системной интеграции (то есть обеспечения взаимодействия существовавших ранее и вновь устанавливаемых элементов системы) является то, что работа выполняется на «живой», работающей инфраструктуре, без вмешательства в процесс ее функционирования.

Именно поэтому на этапе макропроектирования необходимо придерживаться компонентного подхода, при котором каждый компонент создается по единым, унифицированным правилам, допуская, когда это будет необходимо или появится возможность, легкую стыковку с любым другим компонентом Поскольку обычно заказчиком «Безопасного города» выступают городские власти, то в системе учтен такой момент, что, заказав проект, город может сразу или поэтапно, по мере возможности, получить комплексную автоматизацию безопасности и контроля городского хозяйства.

Благодаря модульности, а значит, способности развиваться и масштабироваться система дает возможность каждому городу создавать свой индивидуальный «Безопасный город». С одной стороны, на это влияет набор задач, которые собираются решать городские власти, реализуя проект. А с другой - размер финансирования, выделяемый на реализацию проекта из местных бюджетов. Таким образом, в полной мере, со всеми подсистемами, их функциональными возможностями и решениями, проект еще нигде не реализован. Будем надеяться, что все впереди!

Еще одним вариантом «Безопасного города» стал проект в Донецке. Так как главным заказчиком выступило руководство городского и областного Управления внутренних дел (УВД), то соответственно предпочтение было отдано подсистеме видеонаблюдения как наиболее отвечающей требованиям правоохранительных органов. В городе создается масштабная видеоохранная сеть суть, которой заключается в массовом оснащении ключевых объектов Донецка системами видеоконтроля.

Реализация муниципальной программы началась в январе 2006 г. Уже к маю была развернута система видеоконтроля на центральных площадях города и организовано несколько удаленных рабочих мест: в здании областной администрации, у начальника УВД области и его заместителя, в дежурной части УВД области. Одновременно система видеонаблюдения была установлена в донецком областном Управлении ГАИ. В здании ГАИ разместился видеосервер, а у начальника ГАИ области организовано удаленное рабочее место. В настоящее время готовится проект по установке системы безопасности в зданиях областной администрации и городского исполнительного комитета. Параллельно производится установка телекамер на основных перекрестках центральных улиц Донецка. Управление ГАИ области проявляет к проекту особый интерес в связи с тем, что устан


Полезные материалы