experience the next
 
Главная  > Журнал «Experience the Next»  > Статьи из журнала

«И опыт - сын ошибок трудных…»

24.10.2006

Мнение специалиста о применении систем видеонаблюдения в розничной торговле

Знание систем видеонаблюдения, их характеристик и особенностей - дело нужное и полезное. Но зачастую как специалистов, так и конечных пользователей этих систем интересуют конкретный опыт эксплуатации, способы применения и живые примеры извлечения практической пользы. За этим мы и обратились к одному из профессионалов в области практического использования систем видеонаблюдения Андрею Климову, главному специалисту по видеонаблюдению сети компьютерных магазинов «ЦиFры». Эта сеть магазинов должна быть знакома многим благодаря удачному рекламному ролику с голосом Сергея Шнурова: «Три два ноль - восемь ноль - восемь ноль».

- Сколько магазинов вашей сети оборудовано системами видеонаблюдения и для чего это сделано?

Андрей КЛИМОВ: Наша компания достаточно активно развивается и расширяется не только по ассортименту товаров и услуг, но и по количеству магазинов сети. На данный момент, помимо десяти магазинов в Санкт-Петербурге, компания уже открыла два магазина в Москве. Все магазины сразу оборудуются системами видеонаблюдения. Это сознательная позиция руководства компании и проверенная многолетним опытом необходимость. Задачи, возложенные на систему видеонаблюдения, во всех магазинах одинаковые и в первую очередь связаны с наблюдением за торговым залом, зоной кассира и входами. Важной и обязательной функцией всех систем является ведение видеоархива. Поэтому их типовой технический состав включает 2-3 видеосервера и несколько десятков видеокамер. Серверы мы, конечно же, собираем сами, благо все комплектующие имеются под рукой. Видеоподсистема строится на основе плат видеозахвата и ПО «Видео7» производства московской компании ITV Видеокамеры использовались различные, но всегда цветные и с достаточно хорошим разрешением -это связано со спецификой решаемых задач и необходимостью четко различать товар, его упаковку и иногда даже маркировку.

- Почему была выбрана именно «Видео7», производилась ли оценка других систем?

Андрей КЛИМОВ: Еще три года назад, когда возникла необходимость оборудования первого магазина системой видеонаблюдения, мною рассматривались различные варианты. С некоторыми системами я уже был знаком, к некоторым присматривался. С компанией ITV и ее продукцией познакомился самым обычным путем - на стенде очередной выставки по безопасности. Решил попробовать, опыт оказался успешным. В первую очередь мне понравилось качество изображения, удобный и понятный интерфейс, ну и, конечно же, не последнюю роль сыграла приемлемая цена. Сначала работал с главным офисом в Москве, теперь - с Северо-Западным представительством компании в Санкт-Петербурге . За эти годы рынок систем видеонаблюдения изменился и шагнул вперед, однако система, функционирующая в одном из магазинов, до сих пор работает на «Видео7» версии 3.6.0 и полностью меня устраивает. Конечно, в новых магазинах установлены версии не ниже 37.3 со всеми соответствующими возможностями и интеллектуальными детекторами.

- После ваших слов о том, что вас полностью устраивает «Видео7» версии 3.6.0, мой следующий вопрос может быть неуместным. Тем не менее. Знакомы ли вы с новым продуктом «Ви-деоIQ7» и интересны ли вам его новые возможности?

Андрей КЛИМОВ: Вопрос весьма уместный и интересный, как и сам продукт «ВидеоIQ7». Интеллектуальные детекторы на практике используются мною весьма ограниченно, мощный сервис поиска в архиве по признакам впечатляет, но пока мне не нужен. А вот возможность создания на экране сшивки изображений от нескольких камер для меня очень актуальна и интересна. Я и сейчас пытаюсь сымитировать это путем соответствующего размещения видеокамер в зале и электронных окон на экране монитора.

- У вас накоплен большой практический опыт применения систем видеонаблюдения в сети розничных магазинов. Мне известно, что специалисты по безопасности не любят делиться своими секретами. Тем не менее расскажите об основных методах применения систем видеонаблюдения, повышения их эффективности, а также приведите конкретные примеры их использования при предотвращении инцидентов.

Андрей КЛИМОВ: Скажу прямо и откровенно -опыт действительно немалый. Как и другие специалисты, всех секретов не расскажу. Это не в интересах нашей компании, да и компаниям наших читателей это может принести больше хлопот, чем пользы. Незачем повышать грамотность потенциальных нарушителей. Однако рекомендации дать могу Большую роль в эффективности системы видеонаблюдения имеет правильный подбор типа камер, их количество и размещение по территории торгового зала Недостаточное количество камер сводит на нет всю цель видеонаблюдения. Натыкать камеры в каждом углу вам не позволит руководство, так как стоимость системы должна окупаться, а не превышать сумму типового ущерба в несколько раз. Здесь как раз есть поле для вашего таланта и творчества - нужно найти некий оптимум. Причем качество видеокамер и их размещение должны обеспечивать хорошую идентификацию товара и возможность изготовления фотографий нарушителя достаточного качества. Оптимальное решение, как правило, приходит не сразу и иногда является результатом устранения ошибок. Однако в этом деле есть хорошие помощники: сами нарушители всегда подскажут вам, где ваша система неэффективна.

- Как часто, в статистическом смысле, система видеонаблюдения оказывает реальную помощь?

Андрей КЛИМОВ: Здесь надо иметь в виду, что сам факт наличия системы и надписей о ней играет серьезную профилактическую роль. И даже с учетом этого потребность анализа видеоархива возникает практически каждый день и порой неоднократно. Не пугайтесь. Во-первых, у нас не один магазин, а двенадцать. А во-вторых, далеко не всегда это связано с криминалом. Иногда это связано с решением внутренних организационных вопросов, порой даже бытовых. Последний курьезный случай был с одним из менеджеров торгового зала, который к концу рабочего дня обнаружил, что не может поехать домой, так как ключей и брелока от автомобиля нет. Он обратился ко мне за помощью, памятуя, что до обеда вертел эти ключи в руках. Действительно, так и было, но, открывая днем стеклянную витрину для показа товара, он освободил руки, положив ключи сверху витрины. Там они и были обнаружены.

- Как все-таки обстоят дела с кражами и их последствиями? Ходят слухи, что ваша служба безопасности передавала какие-то материалы, в том числе и видеоматериалы, в правоохранительные органы.

Андрей КЛИМОВ: Ох уж эти слухи! Дело в том, что с правовой точки зрения с подобными инцидентами не все так просто. Хотя опять же ходят слухи, что и за рубежом, на «цивилизованном Западе» тоже не все гладко. В чем заключаются эти правовые трудности говорить не стану по причине, которую я уже называл. При этом можно уверенно сказать, что система видеонаблюдения существенно помогает в борьбе с правонарушениями в сфере розничной торговли. Должен предупредить любителей поживиться за счет магазина, что наша служба безопасности действительно умеет доводить подобные правонарушения до суда, хотя такая необходимость возникает редко. Чаще всего после просмотра нарушителем увлекательного видеоролика вопрос решается сам. Бывают и постоянные, видимо, не совсем здоровые посетители. Так, среди постоянных покупателей одного из питерских магазинов есть некий «дедушка», фотографии которого давно имеются, хотя его все уже помнят и без фото. Его навязчивая тяга к кражам вынуждает персонал магазина практически сопровождать его от входа до выхода с вежливым прощанием и пожеланием здоровья. Но это, конечно же, курьез, хотя подобные случаи хорошо известны всем большим розничным магазинам.

- Не хочется никого обижать, однако не могу не спросить: бывают ли случаи нарушения среди персонала самого магазина? Дело в том, что согласно зарубежной статистике примерно 20% потерь предприятия розничной торговли приходится на кражи покупателей, 20% - на махинации персонала и еще 20% на действия покупателей в сговоре с персоналом. Как вы прокомментируете эти цифры в приложении к функциям систем видеонаблюдения?

Андрей КЛИМОВ: Цифры зарубежной статистики комментировать не могу, хотя, вполне возможно, они и отражают некоторое положение вещей в розничной торговле. Думаю, читатели, имеющие отношение к розничной торговле, имеют свою статистику в голове. Однозначно можно сказать: там, где хорошо организована работа, в том числе и контроль деятельности персонала, меньше провокационных моментов и условий для сознательных нарушений. Система видеонаблюдения является очень важным элементом в обеспечении должного порядка и серьезным дисциплинирующим фактором. Кроме того, часто система видеонаблюдения помогала мне и руководству разбираться с неосознанными ошибками персонала, с невнимательностью или забывчивостью. Были случаи, когда видеозапись помогла не обвинить, а, наоборот, снять необоснованные подозрения с некоторых должностных лиц или доказать покупателю несостоятельность его претензий. Не думаю, что это будет неожиданным откровением, но за период работы сети система видеонаблюдения помогла коллективам ряда магазинов избавиться от некоторых недобросовестных работников. Что в результате защищает покупателей от обмана со стороны персонала, сберегает доброе имя добросовестных работников и повышает общий авторитет магазина.

- Как я знаю, вы придаете особое значение качеству видеоизображения кассовой зоны. Однако я нигде не наблюдал наложения титров на видеоряд кассовой зоны. Знакома ли вам возможность на основе продуктов ITV, таких как «Интеллект» и «Видео7», создавать так называемые видео-POS-системы, в которых видеосервер записывает наряду с видеорядом данные кассового терминала? Причем все видеоролики синхронизированы с базой чековых и событийных данных системы кассовых терминалов (POS).

Андрей КЛИМОВ: Да, действительно, качество изображения кассовой зоны должно быть максимально высоким. Это позволяет впоследствии произвести анализ любой ситуации или проблемы, вплоть до правильности выдачи сдачи покупателю. Что касается систем видео-POS, должен признаться, что никогда не придавал значения этой возможности, хотя и знал о ее наличии. Конечно, было бы удобно иметь возможность поиска видеоролика не только по времени чека, но и по его содержимому или по событиям кассового терминала Однако обычно я справлялся с задачей, ориентируясь только на время или, в крайнем случае, просматривая весь видеоряд необходимого периода Правда, был один случай, когда я всерьез подумал об установке такой системы. В одном из магазинов произошел сбой сервера кассовых терминалов, в результате которого данные о продажах за половину рабочего дня были потеряны. К счастью, все данные удалось восстановить и проверить с помощью чековой ленты и просмотра всего видеоряда текущего дня.

- Создаете ли вы видеотеку роликов, связанных с кражами, или все данные стираются, как и положено, через определенное время?

Андрей КЛИМОВ: Никакой специальной видеоте-ки я, конечно же, не веду. Более того, вся подобная информация имеет статус «только для внутреннего пользования». Однако ряд роликов у меня есть, тем более что они обычно используются не только для предъявления их нарушителю или передачи в следственные органы, но и для демонстрации персоналу магазина в качестве методического пособия. Например, есть относительно свежий ролик, точнее ролики кражи товара одним молодым посетителем, который неоднократно приходил с этой целью. При очередной попытке он был задержан. Ему были продемонстрированы все его посещения, и вопрос решился без привлечения правоохранительных органов.

- Спасибо за интервью. Убежден, что приведенные примеры и ваш опыт могут оказаться полезными как инсталляторам систем видеонаблюдения, так и работникам служб безопасности различных учреждений.

Интервью подготовил Евгений Кондратьев


Полезные материалы