experience the next
 
Главная  > Журнал «Experience the Next»  > Статьи из журнала

Цифровая революция подошла к новому этапу

02.02.2007

Интервью генерального директора отраслевого маркетингового агентства GMT Plus Г.И. Макарова

- Какова с вашей точки зрения основная тенденция современного рынка цифровых систем видеонаблюдения?

Мы уже многие годы с интересом наблюдаем за развитием рынка цифровых CCTV. Буквально до последнего года основные тенденции здесь лежали в области борьбы за количественные показатели — быстрее, больше и дешевле. Однако примерно в конце 2005 года нами было замечено смещение вектора развития в сторону более качественных, структурных изменений, которые с большой вероятностью скоро изменят саму идеологию построения систем видеонаблюдения. Более тщательный анализ, проведенный нами, показал, что развитие цифровых систем видеонаблюдения вступает в новый этап — эру конвергенции или полной интеграции их в общую структуру IT-коммуникаций. Мы уверены, что эта тенденция и является сегодня основной для развития цифровых CCTV.

- На какой стадии развития находится сейчас переход от аналоговых систем видеонаблюдения к цифровым? Как делят между собой рынок чисто аналоговые, гибридные и чисто цифровые системы?

С точки зрения технологии этот переход уже близок к завершению. Однако с точки зрения рыночной реализации все пока не так просто. Объективной причиной для этого является большое число уже установленных гибридных и аналоговых систем, которые необходимо продолжать обслуживать и развивать. Кроме того, с субъективной стороны, психологически потребитель далеко не всегда готов к столь революционным переменам. Дело в том, что система ценностей потребителя является довольно инерционной категорией.

Для практической иллюстрации этого могу привести наглядный пример из результатов, полученных Департаментом исследований нашего агентства. Мы уже в течение трех лет периодически изучаем систему ценностей монтажных организаций (а они и есть основные потребители на отраслевом В2В рынке систем безопасности) и четко видим, что изменения в коэффициентах предпочтений за это время находятся в пределах 2 –3% ежегодно. Поэтому не стоит удивляться тому, что мы по-прежнему живем все-таки в мире преимущественно гибридных и аналоговых систем. Однако революция тем и отличается от эволюции, что она способна существенно изменять систему ценностей за относительно небольшой период времени. В нашем случае, я думаю, переход к преобладанию чисто цифровых систем займет 3–4 года.

Однако вопреки широко принятому заблуждению маркетинг вполне конкретная наука и, отвечая на ваш второй вопрос, могу привести конкретные цифры. По оценкам GMT Plus, на сегодня соотношение между различными типами систем видеонаблюдения в России следующее (по объемам продаж в 2006 году — в деньгах): аналоговые — 41%, гибридные — 54%, цифровые — 5%.

КОРР.: Как будет меняться распределение рынка между этими системами в ближайшие несколько лет?

Не надо быть большим пророком, чтобы предсказать, что смещаться это распределение будет в сторону чисто цифровых систем. Если же переходить к конкретике, то где-то в районе 2010 года среднемировое распределение будет приблизительно следующим: аналоговые — 25%, гибридные — 35%, цифровые — 40%.

Выделить здесь российский рынок достаточно проблематично по одной простой причине: если регулярный маркетинговый анализ отраслевых высокотехнологичных рынков международными исследовательскими организациями (такими как, например, IMS Research и Proplan) проводится уже более десятка лет, то в России GMT Plus, единственное агентство подобного рода, систематически работающее на рынке систем безопасности, имеет базу данных только за три с небольшим года.

- В чем заключаются основные трудности полного перехода на «цифру», Вы уже отметили, а каковы, на Ваш взгляд, пути решения этой проблемы?

Разумеется, сидеть и ничего не делать для решения этих проблем в надежде на «мировую революцию», мягко говоря, неразумно. Особенно если учесть передовые наработки в области интеллектуальных цифровых систем, имеющиеся у некоторых российских компаний.

В связи с конвергенцией перед CCTV, как частью глобальной информационной системы, на первый план выходит такая задача, как развитие анализа видеоконтента. Согласно исследованиям американского агентства IMS Research, развитие именно этого направления является доминирующим во всем мире; по его прогнозу, рынок программного обеспечения для анализа видеоконтента должен достигнуть к 2009 году объема в 839 миллионов долларов США (для справки: в 2004 году он составил «всего» 67,7 миллионов долларов США).

Еще один из путей решения — развитие сетевых IP-камер, мировой рынок которых, согласно исследованию IMS Research, неуклонно растет быстрыми темпами и уже к 2009 году должен достигнуть морально важной планки в 1 миллиард долларов США. Причем, по данным агентства, более опережающими темпами будут расти доли, приходящиеся на мегапиксельные и роботизирован ные (Dome) сетевые камеры. Более того, в ближайшее время должны появиться первые (по прогнозу агентства до марта 2007 года) подобные камеры с развитым встроенным анализом видеоконтента. И это выглядит вполне правдоподобным: если в каталоге международной выствки IFSEC в 2004 году о наличии у них IP-камер заявило 60 компаний, то в 2006 году их число удвоилось (120 компаний).

Ну и, разумеется, необходимо активно работать в области пропаганды ценностей новой идеологии. Причем, учитывая огромный размер России, делать это надо быстро и активно. Возможно, стоит даже создать специальную ассоциацию, которая бы занималась продвижением новых идей на всех уровнях общества. Со своей стороны Департамент коммуникаций GMT Plus также готов всячески помогать в этом вопросе, благо опыт работы на рынке систем безопасности у нас немалый, включая применение эксклюзивных технологий, лежащих на стыке психологии восприятия и маркетинга.

Если мы, российские компании, не будем активно продвигаться в рассмотренных выше направлениях, то к 2010 окажемся в положении Германии перед Первой мировой войной, которая, по меткому сравнению Бисмарка, пришла к обеденному столу, когда все куски пирога были уже поделены.

- Насколько надежны алгоритмы интеллектуальной обработки информации? Какие преимущества дают интеллектуальные системы и в чем Вы видите недостатки (опасность) их использования на данном этапе развития?

Разумеется, цифровая революция пришла не на пустое место и многие из вопросов контентного анализа уже решены в теории и в моделировании, однако до сих в реальных системах зачастую было много недоработок. Некоторые компании, торопясь «застолбить участок», выбрасывали порой на рынок «сырые» программные продукты, отлаживая их на деньги клиентов. Все это привело к неоднозначному отношению потребителей к вопросу надежности систем интеллектуального анализа видеоконтента.

Между тем международные лидеры рынка CCTV в 2006 году подошли к следующему уровню глубины анализа видео изображения — полному разложению непрерывного потока видеоинформации на отдельные дискретные математические объекты. Теперь мы имеем уже не кадры с различными сценами, а, на-пример, массивы машин разного цвета и типа с различными номерами, движущихся в ту или иную сторону. При этом запрос на поиск в архиве выглядит примерно так: найти красный «Запорожец» с номером таким-то, двигавшийся в сторону объекта.

Все это не может не повлиять на повышение надежности работы данных систем.

Теперь давайте обсудим основной риск в применении цифровых систем видеонаблюдения. Он, как правило, сводится к тому, что использование для безопасности «общественных» цифровых сетей приводит к уязвимости со стороны потенциально возможной атаки через сеть. Да, «общественные» сети, особенно такие как Интернет, безусловно, уязвимы и, сколько бы мы ни придумывали стен, барьеров, фильтров и т.д., к каждому из них наверняка можно в общем случае найти «ключик».

Однако наш случай далеко не общий — мы точно знаем, какого вида информацию может выдавать охранное видеонаблюдение, и можем достаточно точно определить ее признаки, разработав и поставив корреляционный фильтр. Более того, безопасность еще более можно увеличить, вставив в «легитимный» сигнал некие индивидуальные кодовые посылки.

Помимо этого основой для построения цифровых CCTV являются корпоративные сети, которые достаточно хорошо защищены от атак через Интернет, причем средства защиты развиваются семимильными шагами. Так что большая уязвимость корпоративных сетей, чем выделенных, является смесью мифа и халатности при их построении. А уж если переводить разговор в экономическую плоскость, то эффективность подобного решения просто вне конкуренции.

- Является ли «интеллектуальность» системы серьезным конкурентным преимуществом на современном рынке видеонаблюдения?

Не думаю, что сегодня «интеллектуальность» системы дает очень большое конкурентное преимущество. Основная причина этого заключается в том, что слишком часто слово «интеллектуальность» применяется участниками рынка к самым разным по техническому уровню решениям, что превратило его во многом в «рекламный слоган».

Ни для кого не секрет, что есть яркие решения в этой области (например, такие как MomentQuest и FrameMerge, ставшие, на мой взгляд, открытиями прошедшего года), а есть довольно малозначимые. Думается, одним из способов выхода из такой ситуации является создание технических стандартов, описывающих термины и классифицирующих интеллектуальные системы по их возможностям.

Однако, несмотря на вышесказанное, я думаю, что уже в ближайшее время роль «интеллектуальности» как конкурентного преимущества будет возрастать. А насколько быстро это будет происходить, зависит прежде всего от нас самих.

- Что, на Ваш взгляд, будет являться результатом нынешнего витка развития систем охранного видеонаблю дения вообще и интеллектуального видео в частности?

В общем-то, ответ на этот вопрос мы уже дали. Суммируя все вышесказанное можно отметить, что цифровая революция подошла к новому этапу, в результате которого мы получим полное превращение систем охранного видеонаблюдения в полноценные системы «динамического машинного зрения». Разумеется, это приведет к тому, что сами принципы построения систем охранного видеонаблюдения будут существенно изменены. Впрочем, специалисты GMT Plus будут и далее активно «мониторить» происходящие события, поставляя участникам рынка полноценную маркетинговую информацию, необходимую для динамичного развития бизнеса.


Полезные материалы