experience the next
 
Главная  > Журнал «Experience the Next»  > Статьи из журнала

Комплексная безопасность торговых предприятий

08.05.2008

Прибыль. Не только получить, но и не потерять

Огромные гипермаркеты, многоэтажные торговые центры, универмаги стали сегодня необходимым атрибутом крупных городов. Сотни тысяч магазинов, продающих товары на все случаи жизни, ежедневно посещают миллионы и миллионы покупателей. определенная их часть приходится на разного рода мошенников. Совокупные потери в розничной торговле всех стран исчисляются миллионами долларов, а одной из основных причин таких потерь являются хищения и мошенничество покупателей и сотрудников магазинов – продавцов, кассиров, охранников, администраторов и кладовщиков. Как показывает практика, эффективным средством в борьбе с воровством в магазинах является система видеонаблюдения.

Магазины самообслуживания

Прежде всего нужно отметить, что в наибольшей степени от потерь, связанных с воровством и мошенничеством, страдают магазины самообслуживания. Чтобы лучше понять, как бороться с потерями, в качестве примера приведем некоторые способы, которые могут использовать незаконопослушные покупатели и недобросовестные сотрудники магазина.

Покупатель

  • Покупатель примеряет товар (обувь, верхнюю одежду) в торговом зале и уходит в нем.
  • Покупатель снимает штрих-кодовую этикетку с дешевого товара и наклeивает ее на более дорогой. Таким образом товар покупается по более дешевой цене.
  • Покупатель пытается получить возврат по чеку, забытому другими покупателями, за товар, украденный из зала или вынесенный из магазина сотрудниками под этот чек.

Кассир

  • После пробития товара в кассе и оплаты покупатель не всегда забирает чек. Кассир делает отмену чека и забирает деньги.
  • Если покупатель приобретает большое количество единиц товара, кассир мо жет пробить один и тот же товар дважды. Таким образом, покупатель оплатит большую сумму. После ухода покупателя кассир делает чек на отмену пробитых дважды позиций и забирает деньги себе.

Кассир в сговоре с покупателем

  • Кассир просто не пробивает часть покупок своего знакомого. Он может незаметно закрывать рукой штриховой код и имитировать сканирование.
  • Кассир имеет под рукой (например на ремне ручных часов или на кассовом столе) приклеенные этикетки со штрих-кодами дешевых товаров (спички, жевательные резинки, недорогая водка и т. д.). Пронося товар мимо сканера, кассир закрывает рукой реальный штрих-код дорогого товара и пробивает дешевый.
  • Пользуясь тем, что иногда штрих-код не считывается сканером, кассир пробивает код товара вручную (через клавиатуру). Кассир может набрать любой код, несоответствующий реально покупаемому товару. Как правило, кассир пробивает более дешевый код в сговоре с покупателем.
  • Магазин часто выставляет некоторые товары со скидкой. Например, скоропортящиеся овощи или фрукты (весовые). Кассир может использовать операцию «скидка» не только на тот товар, на который она действует.
  • Кассир может пробить товар и сделать операцию «отмена», но товар все равно отдать.

Кассир в сговоре с администратором

Иногда в магазине установлено правило, в соответствии с которым кассир может выполнить операцию «отмена» или «возврат» только в присутствии старшего менеджера/продавца. Если кассир с ним в сговоре, то они могут использовать эти операции для воровства.

Персонал в торговом зале

  • Продавец берет дорогой товар (икру, косметику и т. д.) на складе для выкладки и «не доносит» до торгового зала.

Персонал склада

  • Товар прячется в пустую тару или отходы, вывозимые со склада.
  • Товар прячется между дебаркадером и складом (в технические помещения, электрощитовые и т. д.).
  • Мелкий товар вывозится при осуществлении доставки крупногабаритного товара.

Разумеется, здесь перечислены далеко не все способы кражи товара. Однако и они дают представление о том разнообразии методов и их сочетаний, которые используют мошенники в своей работе. Для защиты покупателей и самого магазина от воровства и мошенничества под контролем должны находиться следующие объекты: кассовые узлы, торговые залы, автопарковка, входы и выходы, эскалаторы, коридоры и, разумеется, склад, места отгрузки товара, служебные помещения. В связи с тем, что службе безопасности приходится контролировать довольно большое количество зон, необходимо эффективно организовать ее работу. Для реализации этой цели в торговых центрах может применяться система видеонаблюдения. Она оптимально подходит для задач контроля обстановки внутри и снаружи комплекса, оперативного обнаружения нештатных ситуаций. Целью видеонаблюдения является предотвращение хищений и выявление похитителей. Это может делаться как в реальном времени, так и при помощи работы с видеоархивом.

Существенную помощь в борьбе с хищениями оказывают специальные противокражные системы (так называемые технологии EAS) – аккустомагнитные, электромагнитные, радиочастотные. Правильно установленная противокражная система может снизить кражи покупателей до 90%, а также помогает администрации проводить профилактику злоупотреблений собственного персонала.

Принцип действия EAS заключается в прикреплении к товару защитной метки. На выходе из торгового зала стоят «ворота», включающие в себя антенну, которая посылает сигнал, и приемник, получающий от метки ответный сигнал. Если кассир, получив деньги за товар, дезактивировал метку, то покупатель может спокойно выносить этот товар через «ворота». Если же кассир не произвел такого действия, «ворота» подают звуковой сигнал при попытке проноса через них метки.

Однако те, кто занимается хищениями в магазинах «профессионально», разработали множество способов противодействия EAS. Например, метку можно оторвать или каким-либо образом вывести из строя. Поэтому необходим дополнительный контроль – а эффективным средством такого контроля, как уже говорилось, является система видеонаблюдения.

Нужно отметить, что, чем больше в магазине касс и, соответственно, чем больше товара проходит через них, тем больше риск потерь, связанных с мошенничеством кассиров – как в сговоре с покупателями, так и без. Поэтому необходим надежный инструмент контроля кассовых операций. Одним из таких инструментов являются системы контроля кассовых операций, интегрированные с видеокамерами. Такие системы позволяют предотвращать и раскрывать такие случаи мошенничества или воровства, которые очень трудно раскрыть при использовании «обычной» системы видеонаблюдения. Но наиболее эффективной будет система, совмещающая видеоконтроль кассовых операций и наблюдение за другими критически важными зонами магазина. Это даст возможность не только контролировать работу персонала и поведение покупателей в режиме реального времени, но и позволит в случае инцидента предоставить службе безопасности максимум информации, которая будет использована для разбора этого инцидента и предотвращения подобных происшествий в дальнейшем.

Видеонаблюдение в торговом зале

Для выяснения обстоятельств кражи из торгового зала необходимо наличие в нем телекамер, направленных на стеллажи с товаром. Отдельные телекамеры должны быть направлены на каждую кассу, чтобы крупным планом отображать все, что проходит через них, телекамера на выходе с касс, охватывающая по 4-6 из них – она нужна для того, чтобы максимально быстро найти, через какую кассу прошел интересующий службу безопасности человек. Необходимы и камеры в предкассовой зоне – они существенно облегчают отслеживание покупателей при расследовании случаев воровства и мошенничества. Кроме того, просто необ ходима телекамера на входе в торговый зал для получения крупных изображений лиц покупателей – вход является единственным местом, где это возможно. А изображения лиц выявленных мошенников необходимы для того, чтобы ознакомить с ними службу безопасности и она была начеку при следующем их визите. Также нужны телекамеры в коридорах, служебных помещениях, на служебном входе, складе, необходимы наружные телекамеры, которые будут не только регистрировать попытки взлома магазина в ночное время, но и следить за припаркованными автомобилями посетителей.

При создании системы видеонаблюдения в магазине особое внимание нужно уделить событиям в торговом зале. Например, стеллажи с ценным и дорогостоящим, а также со штучным и мелким товаром обычно оснащаются телекамерами с двух сторон. Необходимостью становится размещение телекамер около касс таким образом, чтобы в поле зрения попадали направляющиеся к кассе покупатели.

Решение ITV

Компания ITV разработала решение POS-Интеллект, позволяющее объединить видеонаблюдение за всеми важными зонами магазина и контроль кассовых операций. POS-Интеллект представляет собой комплексное решение для предотвращения потерь. С его помощью предприятия розничной торговли могут значительно минимизировать все типы потерь, включая злоупотребления кассиров, кражи покупателей и хищения, совершаемые в результате сговора сотрудников и покупателей.

Ключевым элементом POS-Интеллекта является модуль видеоконтроля кассовых операций. Этот модуль предназначен для регистрации, мониторинга и событийного видеоконтроля рассчетно-кассовых узлов. Он синхронизирует видеоданные с текстовой и событийной информацией кассового терминала. При просмотре архива или видео в реальном времени на экране отображается изображение с камеры, направленной на кассу, а также все события и текстовая информация из чеков в виде титров. Встроенная в модуль система пользовательских запросов позволяет искать видеофрагменты с титрами по различным параметрам, например по цене товара, полной сумме чека, фамилии кассира, по факту назначения скидки и т. д. По тем же параметрам можно создавать отчеты.

Помимо этого модуля и системы видеонаблюдения за важными зонами магазина в состав POS-Интеллекта входит система контроля доступа и охранно-пожарная сигнализация, а также система наблюдения за периметром здания магазина и парковкой. Последнее важно как для охраны самого магазина, так и для охраны автомобилей покупателей.

От безопасности к бизнес-аналитике

Возможности цифрового видео не ограничиваются рамками борьбы с воровством и мошенничеством. Они открывают новые горизонты для применения этих технологий в решении самых разных бизнес-задач современных магазинов. Сейчас предприятия торговли не располагают полноценной бизнес-аналитикой. Они имеют информацию о средних цифрах, которую предоставляет ПО автоматизации торговли, но не знают, например, в каких отделах магазина клиенты провели больше всего времени, какие товары они брали в руки и не купили, как долго они стояли в очереди, сколько клиентов вышло из магазина без покупок. Все эти необходимые для бизнеса сведения может поставлять интеллектуальная система видеонаблюдения, интегрированная в бизнес-процессы торгового предприятия.

Развитие видеоаналитики, работа над которым ведется сейчас в компании ITV, позволит значительно расширить круг задач, решаемых системой видеонаблюдения.


Полезные материалы