Безопасность пассажиров, грузов и составов на железных дорогах России — задача не новая, но неизменно актуальная. Тому есть несколько причин. Главная из них заключается в том, что в современной жизни, с ее невероятными скоростями, появлением новых технологий — в том числе в сфере транспорта, сложными социальными катаклизмами, возникает все больше и больше рисков, которые нуждаются в предупреждении и своевременном купировании. Также отдельной и важной задачей остается борьба с терроризмом на транспорте. Вот почему современные системы безопасности поступательно внедряются на российских железных дорогах уже не первый год.
Так, на Октябрьской железной дороге, эксплуатирующей железнодорожную инфраструктуру северо-западных областей России, в том числе линии, соединяющие Санкт-Петербург и Москву, работы по оснащению техническими средствами защиты ведутся с 2003 года. В соответствии с первоначальной концепцией «РЖД», оснащению подлежали отдельные объекты, такие как вокзалы, тяговые подстанции, узлы связи.
Сотрудниками полиции выявлены подростки, установившие манекен на железной дороге перед проездом скоростного «Сапсана».
Как указывает пресс-служба МВД РФ, сотрудники транспортной полиции при содействии ведомственной охраны ОАО «РЖД» задержали трех подростков 13-15 лет, которые на пути следования высокоскоростного поезда установили манекен. Для того чтобы сходство с человеком было максимальным, его одели в джинсы и куртку.
Сигнал о нахождении постороннего предмета на железнодорожных путях был своевременно передан машинисту «Сапсана». В результате применения экстренного торможения пассажиры поезда не пострадали.
По материалам Фонтаки.ру от 01.08.2013
Однако после подрывов поезда «Невский экспресс», имевших место в 2007 и 2009 годах на магистрали Санкт-Петербург — Москва, изначальная концепция была пересмотрена. Новая концепция защиты предполагала непрерывное наблюдение за объектом железнодорожного транспорта, которое исключало бы так называемые «слепые» зоны и обеспечивало контроль всей магистрали Санкт-Петербург — Москва. Программной основой для нового комплекса защиты стала интегрированная платформа безопасности «Интеллект». Это флагманский продукт компании ITV | AxonSoft, который прочно зарекомендовал себя как эффективное решение для распределенных объектов высочайшего уровня сложности.
Итак, в 2009 году, на участке Мстинский Мост — Окуловка Октябрьской железной дороги был реализован пилотный проект по оснащению объектов техническими средствами охраны. Данный участок был выбран неслучайно: именно в этот год был запущен высокоскоростной поезд «Сапсан», развивающем на данном участке свою максимальную скорость в 250 км/ч.
Какие же ключевые требования предъявлялись к интеллектуальной системе видеонаблюдения, внедряемой на данном маршруте?
Во-первых, необходимо было получать четкое изображение от камер вне зависимости от погодных условий и времени суток, без дополнительного освещения.
Во-вторых, изображение должно было подвергаться анализу на наличие тревожной информации в автоматическом режиме, поскольку риски, связанные с человеческим фактором, то есть с нагрузкой на операторов, в условиях протяженности маршрута и разнородности возможных, порой неочевидных с точки зрения человеческого, субъективного восприятия тревог, были критично велики.
И наконец, особое требование касалось оперативного обнаружения фактов попадания посторонних предметов на рельсы и молниеносной доставки информации о них операторам системы, которые затем могли бы в срочном порядке предупредить об угрозе поездных диспетчеров и локомотивные бригады.
Для того, чтобы обеспечить непрерывный контроль протяженных участков трассы Москва — Санкт-Петербург были выбраны тепловизионные камеры, интегрированные с платформой «Интеллект». В интегрированном решении на базе «Интеллекта» данные, поступающие от тепловизоров, обрабатываются инновационными инструментами видеоаналитики, что позволяет оперативно и своевременно реагировать на опасную ситуацию и предотвратить аварию или сбой.
Преимущество тепловизионных камер перед обычным оборудованием для видеонаблюдения, заключается в том, что тепловизор способен передавать четкое изображение при любой погоде днем и ночью — безо всякого дополнительного освещения. При этом он обеспечивает зону наблюдения от 600 м до 1 км (при том, что обычная видеокамера дает обзор только на 50-70 м).
Инструменты видеоналитики, заложенные в «Интеллект», позволяют в автоматическом режиме производить анализ изображения на наличие тревожных данных. Это снижает нагрузку на операторов системы, так как они работают только с предварительно отобранной информацией, а не со всем потоком видеоизображения.
Система в автоматическом режиме выдает тревожную информацию по следующим параметрам:
Что же касается своевременного оповещения о нахождении крупногабаритных предметов на железнодорожных путях, то для этих целей применяется специально разработанный ITV | AxonSoft мультиспектральный модуль. Он детектирует появление на рельсах предметов и выдает операторам системы информацию об угрозе, а те в свою очередь оперативно информируют диспетчерские службы и поездные бригады.
Да данный момент на Октябрьской железной дороге создан Единый ситуационный центр высокоскоростного движения, в котором аккумулируются, анализируются и предотвращаются ситуации, несущие угрозы здоровью и жизни пассажиров, работникам ЖД, сохранности подвижного состава и оборудования. При запуске «Сапсана» была опробована и подтвердила свою эффективность система видеорегистрации обстановки по всему маршруту движения поезда. Камеры, установленные в головном и хвостовом вагонах, фиксируют все происходящее на всем пути следования. Помимо предотвращения угроз, данные видеозаписи являются материалом при разборах происшествий и используются для контроля за действиями различных служб дороги.
Можно с уверенностью сказать, что Октябрьская железная дорога сегодня — одна из самых безопасных благодаря примененным для ее защиты передовым технологиям.
На данный момент система безопасности на базе интегрированной программной платформы «Интеллект» действует на маршрутах высокоскоростных поездов «Москва — Санкт-Петербург», «Санкт-Петербург — Хельсинки» и «Москва — Нижний Новгород». В планах «РЖД» — расширить позитивный опыт, применив подобные системы на других железных дорогах России.
Вы хотите установить на вашем предприятии систему безопасности?
Наши партнеры помогут вам в этом!
«Предпочтение «Интеллекту» было отдано как наиболее гибкому и приспособленному к развитию продукта, обеспечивающему достаточно высокое качество изображения и имеющему удобный, хорошо продуманный интерфейс»,
– Мурманский морской торговый порт